Продолжаем проект «История одного музыканта», который рассказывает о людях, которые ходят рядом с нами, ездят в маршрутках, а все свое свободное время полностью посвящают музыке.

Эти люди живут на среднестатистические зарплаты или стипендии, питаются не красной рыбой и фуагра, а едят вместе с нами в дешевых кнайпах вареники. И эта простота скрывает за собой невероятных людей, чей талант не каждый почему-то не берется разглядеть. Они тянут вверх себя сами, самостоятельно пишут песни и ищут свою точку назначения.

Мы уже познакомили вас с Володей Бедзвиным и Лесиком Драчуком.

Теперь героиней проекта стала Юля Винтюк со Львова.

Юля мне похожа на бабочку, потому что всегда ассоциируется с цветностью: в музыке, в одежде, в идеях. Она может быть сегодня спокойной и романтичной, а на следующий день махнет автостопом куда-то в Европу.

Сейчас Юля - бандуристка и вокалистка этно-группы Cherry Band, успешно работает в полиграфической сфере, завершает обучение на факультете украинской филологии и активно пластует (членкиня НСОУ Пласт).

Морозного предрождественского дня мы спрятались в теплое кафе в центре Львова, где за чашкой горячего орехового капучино поговорили не только о Юле музыкальной, а и о Юле романтической, Юле драйвовой и Юле непредсказуемой.

Cherry Band родился с «Черных черешен»

Как Cherry Band собрался вместе? Откуда знались?

Все музыкантши Cherry Band - это участницы капеллы бандуристок «Галичанка», благодаря которой мы и познакомились. Одна из нас, Настя (Настя Войтюк, гитара в Cherry Band - «24»), однажды поэкспериментировала и сделала свою обработку народной песни «Черные черешни», - нам очень понравилась. А потом мы случайно встретились с Остапом Костюком из львовского «Этноклуба Имущества» и он предложил нам у них выступить. Правда, у «Галичанки» песни немного другого формата, вот тогда мы и решили, что стоит начать создавать что-то свое, новое, другое. Нас тогда собралось 9 музыкантов, с нами был еще перкуссионист Ярослав Залецкий, мы изучили «Черные черешни», сделали обработки еще нескольких песен и вот 12 апреля 2011 года мы собственно и дали первый концерт этой новосозданной формации ансамбля «Галичанка», если так можно сказать .

А потом пошли играть в Шевченковский гай (на Пасхальных гаивках), очень тамошняя атмосфера нравится. К тому времени Настя уже подготовила новую отделку «Вербовой дощечки», нам очень хотелось, чтобы бандуру молодежь воспринимала немного по-другому, показать, что этот инструмент не только для филармонии или летней интеллигенции.

Со временем вас стало меньше...

Так случилось, что некоторые от нас немного отдалились и в результате нас осталось четверо. С тех пор мы начали играть вместе в свое удовольствие, делали репетиции. Мы даже не думали что получится группа, мы просто играли, потому что нам это понравилось. У Насти сразу появилась куча разнообразных идей, которые мы стали медленно воплощать в жизнь: пошла такая мощная волна обработок на различные народные песни.

Аранжировкой полностью занималась Настя?

Она до сих пор занимается аранжировкой всех наших песен, а потом мы все стали добавлять какие-то свои идеи, создавать разноплановые вариации, экспериментировать. Мы почувствовали, что к бандурам нам нужен барабан: несколько было у нас барабанщиков и теперь с нами играет Стас (Стас Кириллов, перкуссия в Cherry Band, - «24»).

С бандурой покоряла Крым

Вскоре после создания вашей группы, ты с Cherry Band поехала покорять Крым. Расскажи, как это было?

Маричка наша (Маричка Бондалетова, бандура в Cherry Band - «24») предложила поехать в Ялту, где у нее - родственники, так что нам было, где жить. Мы подумали, а почему бы нет, тем более, новый опыт, чему-то научиться бы, и рванули в Крым. Утром шли купаться в море, а после обеда делали репетицию и играли на улицах Ялты. Кстати, там какая-то система странная: нужно пройти кастинг в каком-то Доме культуры, чтобы получить разрешение играть на улице. Словом, мы пошли на тот кастинг, познакомились с классными музыкантами, а среди жюри оказалась тетенька-бандуристка, которой мы очень понравились и разрешение играть на улицах Ялты нам все-таки дали. Но вот в действие он должен был вступить только через месяц, когда мы уже давно должны быть во Львове. Но мы себе подумали, что на словах играть нам разрешили, поэтому мы себе выступали на улицах, единственное - не играли на центральной площади.

Но, знаешь, если честно, я немного опасалась, потому что в Ялте же население более русскоязычное, а мы тут такие с бандурами, на украинском и еще со Львова (хотя девушки относительно этого не волновались), но все в порядке было, нас хорошо принимали, мы нравились, даже люди из России подходили, слушали. Были даже постоянные слушатели, которые вечером выходили на улицу и уже ждали, когда мы будем играть. Приятно было. Кстати, многие даже не знали, что это за инструмент бандура, думали, что это такая гитара, а кто-то даже спросил, не баян ли это случайно (смеется).

Вы так каждый вечер собирались и играли на улице?

Да, на протяжении 2 недель, играли на проспекте Пушкина. Иногда, правда, меняли локацию, но в основном играли именно на том проспекте, потому что он был уютным. Нас, кстати, все таксисты уже знали, потому что мы вечером всегда возвращались на такси, - инструменты же тяжеленные.

Как же вы с этими инструментами добрались в Ялту?

Ой, это отдельная история. Стасу не удалось с нами поехать, поэтому мы с девушками сели себе на поезд (еще в поезде репетицию сделали, некоторые ругались, что мы мешаем), затем на троллейбус, который поломался, мы тогда с этими всеми инструментами начали «стопить». Подобрал нас один дядечка, но мы с ним не совсем поладили. Я всегда воспринимала автостоп как взаимопомощь, ведь кроме бесплатного проезда он тянет за собой очень много опыта общения и приятных моментов. А он сразу говорит: в Ялту 30 гривен.

Кстати, у нас с девушками есть такая фишка - менять в обычном языке буквы, мы выбрали метод гласных, когда все гласные буквы заменяются на «и». Фактически, только мы между собой разбирались. Потом мы долго смеялись, когда мы говорили «кирипция, ципи», мол «коррупция, девушки». Только водитель ничего не мог понять. Такой в Крыму автостоп (смеется).

А когда началась такая твое путешествующая фестивальная жизнь?

Я этот момент помню. Мне было 17 и я сдавала вступительные экзамены в университет. Вот сижу я жду результатов экзаменов, как мне звонит подруга и говорит «Едем на «Славское-рок», но это надо ехать уже!». Я узнала результаты и подорвалась ехать на фестиваль. Это был первый мой фест, тем более такой неожиданный. С тех пор я невероятно люблю фестивали, пытаюсь воспользоваться любой возможностью.

Насколько я знаю, то вскоре в Cherry Band будет еще и клавишница Юля Винтюк? :)

Да-да, планируется. Я когда-то училась играть на фортепиано, но это было еще в школе за царя Гороха (смеется). Сейчас я будто заново учусь. А так как у нас есть 4 бандуры, то есть возможность включать и другие инструменты, в частности, клавиши. Есть у нас такие песни, к которым еще хочется особых ноток и клавиши - именно то, что надо.

Видела у вас и концертино.

Ага, правда, Настя сейчас играла на нем только колыбельную «Бобрики». Но к некоторым песням концертино безумно круто идет. А еще мы используем укулеле - гавайская такая маленькая гитарка. На ней удается играть очень такие специфические мотивчики и людей сам вид этого инструмента всегда очень заинтересовывает. Шейкеры всякие используем, маракасы, колокольчики, у Стаса нашего куча разных барабанов: джембе, думбек, дарбука и табла. А недавно прикупил себе еще электронный барабан, на котором 4 «барабанчика» и можно изменять звук каждого, и это придает еще больше драйва. Ирця наша (Ирина Семенив, бандура в Cherry Band - «24») теперь еще пробует играть на окарине, - это такая небольшая глиняная свистковая флейта. Ну и у нас теперь еще басист. Играли мы играли, и поняли, что нужно усилить басы. Наш басист Сергей Свирский, как и Настя, - актер. Он, кроме того всего, играет еще и в группе «Шестое Чувство», а это - кардинально другой стиль, однако ему у нас понравилось. И теперь нас шестеро и у нашего Стаса есть наконец мужская компания.

Любовь к музике – это полностью от отца

Бандура была твоим первым музыкальным инструментом?

Ах, с инструментами у меня такая длинная история. Когда я была маленькой и жила у бабушки в деревне, то меня отдали в музыкальную школу на бандуру, это было в 3 классе. Так, бандура была все-таки моим первым инструментом и мне ее, кстати, не купили, мне ее Святой Николай принес. Я даже помню, как я маленькой сплю и мне ночью падает бандура еще с таким страшным звуком «брррум» (смеется). Я один раз в жизни не искала подарок, а он на меня сам свалился.

На этой бандуре ты играешь до сих пор?

Да, она с 1983 года, правда, хочется еще одну, какую-то такую ​​крутую, с различными переключателями и со встроенным звукоснимателем.

Что еще было кроме бандуры?

У меня отец очень интересуется музыкой: дома куча пластинок, записей разного рода. Он и сам может сесть поиграть на гитаре. А дома у нас стоит старинное немецкое фортепиано, ему уже более 130 лет, с подписью автора, резными подсвечниками, только вот оно уже так не звучит, там все внутри менять нужно. И еще одно у нас фортепиано, более современное, «Украина», вероятно у многих также стоит дома. Есть у нас еще акустическая гитара «Cremona» и аккордеон. Словом, любовь к музыке - это полностью от папы, я слушала с детства с ним живые концерты, все пластинки, которые он только мог достать.

Отец учил меня играть на гитаре, правда, она мне очень тяжело давалась, ведь я была маленькая и еще детские пальцы на струнах стирала в кровь. Не шла она мне совсем, хотя очень хотелось на ней научиться играть. Впоследствии три года училась играть на свирели, сейчас могу что-то вспомнить даже сыграть. И на аккордеоне училась, но он тоже сложно давался, так как был очень тяжелым. А потом меня отдали на фортепиано, где я проучилась 7 лет. Помню, что у нас постоянно менялись преподаватели и одна из них била нас линейкой по пальцам, а другая привязывала линейку скотчем под руки, чтобы мы их ровно на клавишах держали. Трудно. Но в результате я осталась с бандурой. Но хочу сейчас вернуться и к клавишам.

А вокалом когда занялась?

Папа хотел меня отдать в кружок оперного пения «Бель Канто» (в Центре творчества детей и юношества Галичины, во Львове). Мы пришли туда с папой и мне говорят: «Вы что? У вас нет голоса, у вас никакого таланта!». Я разочаровалась, разревелась и они мне посоветовали пойти в капеллу бандуристов «Колокольчик». Так и сделали: там меня послушали и приняли. Фактически, с того момента вся моя послешкольная музыкальная деятельность напрямую была связана с «Колокольчиком». Впоследствии, когда повзрослела, то перешла к старшей капелле «Галичанка», где играла очень много лет.

Ездили, наверное, много с гастролями с «Галичанкой»?

Нас преимущественно приглашали на фестивали. Были в Германии, Польше, Дании и Словакии. Украинцев очень тепло принимают за рубежом, а особенно девушек. Правда, бандуру там тоже мало кто видел, все думали, что это гитара, как и в Ялте. В Грецию должны были ехать: всем визы открыли на месяц, кроме водителя автобуса и еще нескольких девушек. Обидно очень было...

Швеция – это совсем другая Европа

Откуда осталось такое наиболее яркое впечатление? Может, какое-то особое знакомство?

Знакомств не слишком много осталось, я была маленькой и застенчивой, да еще и английский плохо знала, поэтому могла бы сказать «Хааай» (смеется). Но вообще, то впечатлений больше от Швеции, особенно, когда всю ночь плыли на пароме через Балтийское море. Да и сама Швеция - это совсем другая Европа. Ой, а еще была классная поездка в Словению. Нас тогда не поселяли в гостинице, а принимали хористы, которые и приглашали. Мы с подругой попали в семью, где жена пела, а муж был чемпионом мира в тяжелой атлетике. Это были настолько крутые люди, вспоминаю пребывание у них до сих пор. Они нас приглашали летом к себе на дачу, принимали как своих родных. И хотя мы сейчас не очень активно общаемся, впечатления остались очень теплые.

А с Cherry Band где уже успели побывать?

Впервые нас пригласили в Люблин на фестиваль «Дни диалога», где мы дали несколько концертов. Публика там классная. А потом пригласили на крупнейший этно-фестиваль Швеции - Korro festival. Ну там совсем другие фестивали, совершенно другая атмосфера. Туда в основном приезжает 2-5 тысяч человек, но они едут туда исключительно для того, чтобы послушать музыку. Обычно, это - люди после 35 и с семьями. Как там бабушки с дедушками танцуют! Жаль, что у нас люди часто приезжают на фестивали, чтобы напиться, но, думаю, что всегда так тоже не будет, потому что понемногу появляются и в Украине фестивале, куда люди едут только ради музыки. Там нет тех огромных сцен, что тебе надо задрать голову, чтобы хоть что-то увидеть. Все сцены маленькие, уютные и под навесом, поэтому даже в дождь можно спокойно сидеть и слушать музыку или даже танцевать.

стати, у нас там было ощущение, что мы экзотика и приехали где-то из Японии или Китая. Там почти каждая группа выступает со скрипкой или морахарпой (шведский народный инструмент, вроде скрипки, но с клавишами), и в каждой группе улавливается скандинавский мотив. А мы тут мало того, что приехали без скрипки, но и привезли с собой бандуры и барабаны. Но потом отыскали записи в интернете с наших выступлений, то приятно было читать хорошие отзывы. Ах, а звук ... (пауза) какой там шикарный звук: все настраивают быстро и качественно, - сказка! А сразу после Швеции мы поехали на фестиваль в Тустань и какой-то пьяный мужик с луком бегал и хотел в нашу Иринку попасть стрелой. Такой констраст (смеется).

Как вы попали в Мюнхен на презентацию фильма о Львове?

Ребята из немецкой компании GIS приехали во Львов и он очень их поразил, поэтому они решили снять фильм о Львове. Наша Настя контактировала с одной из девушек из Германии и немцы услышали нашу музыку, то захотели сделать ее фоновой для этого кино. И вот когда фильм уже сняли, то они предложили приехать в Мюнхен на презентацию этого фильма, он называется «мИстории Львова». Мы собрались и сразу поехали. То, сколько в Мюнхене пришло украинцев, чтобы послушать нас и посмотреть фильм, меня просто шокировало: невероятно много. Мы взяли с собой несколько наших демо-дисков, то продали все, что были. А дорогой, так еще и махнули себе в Австрию в городок Хальштадт: там безумно красиво, но много китайцев - ходят все фотографируют. Кстати, я слышала, что в Китае уже открыли какую-то копию Хальштадта.
А вот недавно были еще на международном фестивале 'Mikołajki Folkowe' в Люблине, где тоже поразил крутой звук! Кстати, второе место на этом фестивале получила украинка, которая уже 9 лет живет в Польше, и которая выполняла украинскую программу.


«Ирать на улице – кайф»

Ты играешь в Cherry Band, работаешь, учишься и еще активна в Пласте? Где ты берешь на все это время?

Я еще раньше на танго ходила, но уже на него мне не хватало времени. Даже не знаю, как эти все другие дела успеваю. Но пока цель себе ставлю как можно больше посвящать себя музыке, в частности, теперь клавишам. Видимо, чем больше у тебя различных обязанностей и дел, тем лучше ты себе с этим всем справляешся, так как есть одно что-то на голове, то растягиваешь и не успеваешь и этого сделать. Но еще, вероятно потому, что мне это все очень нравится, поэтому так не тяготит и не создает чувство дискомфорта.

Вы еще и на улице умудряетесь играть, насколько я знаю, да?

На улице в хорошую погоду играть просто в кайф. Конечно, ставим чехол, но это очень символично, потому что обычно на какое-то «мороженое» идем. Сейчас басист наш думает над акустическим вариантом своего инструмента, поэтому сейчас мы на улице впятером играем. Для меня Cherry Band уже как вторая семья: дома одна, а тут - другая.

Если в процентах, то какую долю твоей жизни занимает музыка?

Ооо, это трудно сказать. Пожалуй 80... 85... 90% (смеется). Даже не знаю, но она точно на первом месте и занимает больше всего времени и сил. Я еще хочу научиться рисовать, - это, пожалуй, одно из моих самых незавершенных мечтаний. В свое время я ходила на батик, живопись, графику. Мои работы даже на выставках висели. А сейчас я люблю делать вышивки, однажды они мне больше понравились.

Есть инструменты, которых ты никогда не держала в руках, но игрой на которых тебе бы очень хотелось овладеть?

Пожалуй, флейта. И еще джембе!

Что-то на 2013 год запланировала, что ты обязательно должна выполнить?

Конечно, планов к черту и я знаю, что они все сбудутся, ибо мой год (смеется). И вот возьму хотя бы уже начало этого года. Я очень хотела попасть на концерт Джамалы. Приняла участие в розыгрыше билетов, выиграла их. Сидела на довольно крутых местах. А потом мне еще захотелось с ней пообщаться и совершенно случайно попали к ней в гримерку: ее фотограф, кажется, призвал тех, «кто ближе стоял», и я оказалась среди них. Все это было символическим еще и потому, что на следующий день, 3 января, у меня день рождения. Год начался хорошо - он точно будет удачным!


После капучино мы пошли с Юлей в один из выставочных залов, где она мне персонально дала концерт. Тепло было :)

Беседовала Ира Вовк,
Телеканал новостей «24»

Фото: И.Вовк

"Черные черешни". Слова - народные, музыкальная аранжировка - Анастасия Войтюк
"Летит Галка". Слова - Т. Шевченко, музыка - Анастасия Войтюк