Мода – это люди, а не тренды․ Как ветераны с протезами разрушают стереотипы на подиумах
- Украинская мода на Ukrainian Fashion Week SS'26 в Киеве активно интегрирует ветеранов с протезами на подиумы, подчеркивая несокрушимость и разнообразие красоты.
- Бренды Andreas Moskin и JULIYA KROS развивают инклюзивную моду, создавая адаптивную одежду, сочетающую стиль и функциональность для людей с инвалидностью.
-
- 1Мода – это люди, а не тренды
- 2Инклюзивная одежда – новый язык моды
- 3Безбарьерность начинается с базовой потребности – качественной и функциональной одежды
- 4Все, что нам надо – нормализовать ветеранство
- 5Инклюзивность – органическая часть модной культуры
- 6Не превращается ли инклюзивность в "тренд для галочки"?
Когда-то подиум был местом совершенства. Теперь – это место силы. На украинские модные показы рядом с моделями выходят люди с протезами. В каждом шаге – история боли, отваги и несокрушимости. Наши герои в очередной раз напоминают: красота имеет множество форм.
Украинская мода сегодня говорит громко, на весь мир: несокрушимость тоже может быть утонченной, раненое тело – красивым, а подиум – местом, где побеждают не стандарты, а люди. Именно об этом был Ukrainian Fashion Week SS'26, который прошел в Киеве в начале сентября.
Это была не просто неделя показов. Это были дни, когда мода переплеталась с реальностью войны, а атмосфера творчества побеждала тревогу. Украинские бренды привлекали к своим показам ветеранов войны, чтобы подчеркнуть: мода – это не про тренды и ткани. Мода – это о людях.
В рамках проекта "Красота в несокрушимости" мы пообщались с основателями брендов Andreas Moskin и JULIYA KROS. На Ukrainian Fashion Week они были одними из тех, чьи коллекции презентовали люди с протезами. А также поговорили с ветеранами, которые выходили на подиум в рамках Недели моды. Текст о моде, которая показывает несокрушимость, – читайте дальше на Showbiz 24.
К теме Мода со смыслом․ Как первое инклюзивное ателье Lady Di atelier задает тренд современному бизнесу
Мода – это люди, а не тренды
Основатели бренда Andreas Moskin – Андрей Моськин и Андреас Белоус воспринимают Неделю моды как культурный манифест, в котором вещи и люди вместе создают новую историю. Их показ "Жить Навстречу" – это о ценностях, об открытости и равенстве, о моде, которая говорит на языке общества.
Для нас мода всегда была о людях, а не только о трендах, ткани или крое. Мы убеждены, что стиль должен быть доступным каждому. Люди, которые пережили травмы или пользуются протезами, заслуживают чувствовать себя красивыми и уверенными. Это не о тренде, а о достоинстве и праве быть видимыми,
– отмечают дизайнеры.
Новой коллекцией Андрей и Андреас стремились передать идею равенства. В коллекции взаимодействуют мужские и женские образы, ветераны и профессиональные модели выходят на подиум бок о бок и дополняют друг друга. Это символ сотрудничества и взаимоуважения, отражающий внутренние убеждения.
Это уже не первый раз, когда Andreas Moskin привлекает ветеранов к своим показам. С некоторыми моделями дизайнеры сотрудничают уже третий год подряд – они стали настоящими друзьями, вместе с которыми прошли через много эмоциональных моментов.
Одним из таких героев является Дмитрий Терещенко. В этом году он уже в третий раз принимал участие в Fashion Week. Мужчина признается: всегда чувствует себя на подиумах расслабленно, наслаждается своей работой.
Дмитрий подчеркивает, что важно привлекать людей с ограниченными возможностями к сферам моды и культуры, чтобы развивать инклюзивную моду.
Это еще один шаг к интеграции в общество. Это шанс через моду рассказать миру о несокрушимости украинского народа. Сделать это на языке культуры, эстетики и искусства,
– говорит Дмитрий.
Наш герой отмечает: важно ценить жизнь именно в моменте и проживать ее на максимум, потому что самое интересное только впереди.
Дмитрий Терещенко / Фото из личного архива защитника
В то же время каждый сезон на показах Andreas Moskin появляются новые лица, с которыми дизайнеры не только знакомятся сами, но и знакомят общество. Каждый новый выход на подиум становится личной историей мужества. Каждый из героев несет в себе целую вселенную опыта и силы.
Среди них – Неля Леонидова, которая еще в 2014 году, спасая детей во время обстрела в Зугрэсе, получила тяжелые ранения, пережила кому, десятки операций и вынужденное переселение. Ее путь – это история несокрушимости и безграничной любви к жизни.
Важно Протез – это вовсе не приговор․ Как вернуться к жизни после ампутации
Ирина Белоцерковец – врач и мать, которая в первые дни полномасштабной войны получила серьезные травмы, но прошла сложный путь восстановления, не потеряв внутреннего достоинства и силы духа.
Захар Бирюков, ветеран Сил специальных операций, который после потери обеих рук сумел вернуться к активной жизни и стать символом стойкости и мужества.
Андрей и Андреас отмечают, что для них все эти истории – не просто биографии, а живые примеры героизма.
Для нас самые важные те, кто выходит на подиум. Ветераны, врачи, люди, которые пережили травмы, – именно они придают нашей моде настоящий смысл. Их присутствие говорит громче любых рецензий критиков. Конечно, мы ценим и внимание прессы, и отзывы публики, но главный критерий для нас – глаза наших героев, когда они стоят на сцене,
– подытоживают модельеры.
Ветераны на показе Andreas Moskin в рамках UFW / Фото Юрий Яцкулич
Инклюзивная одежда – новый язык моды
Все адаптации одежды дизайнеры разрабатывают в сотрудничестве с моделями. Среди таких адаптаций скрытые застежки на внутренних швах брюк, обеспечивающие легкий доступ к протезу, съемные рукава пиджаков, специальная вышивка для людей с нарушениями зрения. Образы выполнены по индивидуальным меркам, чтобы избежать натираний и обеспечить максимальный комфорт во время движения. Это функциональность, которая не жертвует стилем: костюмы остаются элегантным, но в то же время учитывают потребности носителя.
"Инклюзивность разрушает старые представления, когда "красота" сводилась к нескольким стандартным параметрам. Сегодня мы видим красоту в многообразии, в том, что подиум отражает реальное общество со всей его многогранностью. Адаптивная одежда уже не воспринимается как чисто функциональная или "медицинская" вещь – она может быть одновременно стильной, удобной и достойной самых высоких подиумов. Это и есть новый язык моды", – говорят дизайнеры.
Мы живем в реальности, где тысячи людей ежедневно сталкиваются с войной. Поэтому инклюзивность для бренда Andreas Moskin – не модный жест, а ежедневная практика. Именно это может сделать Украину примером для мира: мы показываем, как адаптивная мода способна сочетать стиль и функциональность, как подиум может быть местом равенства, а не исключений. В этом смысле украинская мода имеет шанс диктовать правила, а не только подражать им.
Безбарьерность начинается с базовой потребности – качественной и функциональной одежды
Для владелиц бренда JULIYA KROS – Перекрестовой Юлии и Филь Елены стратегическим приоритетом всегда была корпоративная социальная ответственность бизнеса. Уже 12 лет владелицы формируют сознательную интеллектуальную моду, стремясь к минимизации вещей в гардеробе благодаря качеству, многофункциональности и трансформации моделей одежды. Женщины пытаются донести миру важность ответственного потребления вещей.
Отличительная черта одежды JULIYA KROS – детали в крое, которые позволяют трансформировать модель. Таким образом бренд предполагает сотворчество с потребителем, дает возможность проявить фантазию и понять каждую вещь по-своему.
Большинство одежды, которую создает бренд, уже адаптировано для людей с протезами, которые передвигаются на колесных креслах, или тех, кто потерял зрение.
Через подиум, одежду и социально-ответственные действия наша команда несет четкие месседжи. Мы доносим реалии сегодняшнего дня через выход на подиум людей с инвалидностью, а также социализируем их. Формируем также культуру заботы компаний о работниках с инвалидностью, обеспечиваем максимальную самостоятельность в рабочей среде через адаптивную одежду,
– говорят владелицы.
Каждому из нас важно осознавать, что безбарьерность начинается еще до пандусов или адаптированного рабочего места. Она начинается с базовой потребности – удобной одежды для качества повседневной жизни. Важно ее наличие и способность человека самостоятельно одеваться, комфортно добраться до работы, обслуживать протезы или достойно чувствовать себя на рабочем месте в кресле колесном.
Поэтому к показам команда бренда привлекает партнеров – компании, которые обеспечивают адаптивной одеждой своих работников. Именно они несут на подиум культуру безбарьерности и заботы.
Все, что нам надо – нормализовать ветеранство
Главной героиней показа Ambitions People бренда JULIYA KROS на UFW стала Кристина Санина – Кристина (Сталева Квитка), капитан и ветеран ВСУ. В 2016 году подписала контракт с ВСУ, в сентябре 2025 уволилась. В гражданской жизни потеряла обе нижние конечности. Имеет дочь Стефанию, которой 2 года.
Кристина – единственная женщина в Украине, у которой остеоинтеграция – титановый имплант, который вводят в кость. Она бросает вызов стандартам моды и пытается своим примером мотивировать других. На пути к подиуму очень важную роль сыграл муж Кристины – полковник ВСУ в отставке, который служил в Крыму, в 2014 году вышел с полуострова в составе Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины.
"Для меня он не просто муж. Это мой лучший друг, партнер и человек, который умеет видеть во мне большее, чем внешние обстоятельства. Благодаря ему я знаю, что настоящая любовь – это когда вместе проходишь и самые светлые, и самые темные моменты жизни", – поделилась Кристина.
Мой выход на подиум – это символ победы над трудностями и новых возможностей. Я хочу вдохновить других не бояться перемен и жить полной жизнью. Я мечтаю, чтобы украинская мода стала примером для мира – смелой, современной и инклюзивной,
– говорит Кристина о своем опыте сотрудничества с брендом JULIYA KROS.
Кристина Санина на UFW / Фото из инстаграма девушки
Также команду JULIYA KROS в очередной раз представлял защитник Олег Хмелевский, который осенью 2022 года на фронте потерял стопу. В разговоре с нами мужчина отметил, что очень важно не разделять общество на ветеранов или не ветеранов. Потому что большинство военных, которые возвращаются с фронта, будут заниматься гражданской жизнью и ничем не будут отличаться от других.
Все, что нам надо – нормализовать ветеранство. На самом деле, успех и деятельность человека зависят от силы воли и мировоззрения, а не количества или качества конечностей. Поэтому в сфере моды и культуры, которые формируют наше настоящее, надо эти идеи продвигать,
– подчеркнул Олег.
Мужчина стремится, чтобы его опыт мог служить для кого-то положительным примером, чтобы те, кто возвращается домой, в частности с ранениями, могли чувствовать себя обычными в обществе.
Появление ветеранов в информационном поле является символом того, что мы нужны, интересные и актуальные. Какое отношение к ветеранам мир будет видеть, такую правду он для себя и построит,
– подчеркнул Олег.
Инклюзивность – органическая часть модной культуры
Сегодня одежда и образы, которые создаются, – это не только внешний вид. Это символ стойкости. Украинская мода стала отражением характера нашей национальной идентичности, нашей способности оставаться сильными и стильными даже в самые тяжелые времена.
Украинская женщина в нашем видении – сильная, но в то же время чувствительная. Она способна сочетать нежность с несокрушимостью, смело выходить на сцену жизни даже после пережитых травм. Украинский мужчина – это не только о мужестве и силе, но и о глубине, о готовности показывать эмоции, ценить человечность. Вместе эти два образа создают историю, в которой главными являются достоинство и свобода,
– говорят Андрей и Андреас.
Юлия и Елена добавляют, что современные украинские люди – это те, которые мечтают и действуют даже сквозь закрытые двери. Они самодостаточные, смелые, настоящие, добродетельные, не боятся падений, потому что с них начинается рост.
Владельцы брендов JULIYA KROS и Andreas Moskin уже видят интерес и восхищение со стороны международных медиа. Они интересуются нашим опытом, приезжают увидеть все собственными глазами. Сейчас инклюзивные показы в мире – это в основном исключение, а в украинском обществе это стало нормой. Мы показываем: инклюзивность – это не спецэффект, а органическая часть легкой промышленности и модной культуры. И это то, что представляет нашу отечественную экспертизу в создании технологических решений с функцией для людей с инвалидностью, что делает нас интересными и уникальными для мира.
Александр Швачка на UFW / Фото из инстаграма ветерана
Не превращается ли инклюзивность в "тренд для галочки"?
Модные бренды, так же как и все украинцы, оказались перед огромным вызовом. Ежедневно они сталкиваются с нестабильной логистикой, рисками производства. И в то же время война заставляет смотреть глубже.
Бренд перестает быть только о красивом костюме, он становится способом поддержать людей, дать им ощущение достоинства. Мы чувствуем ответственность держать этот баланс – между бизнесом и смыслом, между креативом и социальной миссией,
– говорят Андрей и Андреас.
Владелицы бренда JULIYA KROS подтверждают, что война усилила ответственность. Сейчас украинские бизнесы проживают проверку на соответствие миссии и ценностей, что декларирует бренд, с реальными действиями и проявлениями в публичном пространстве.
"Мы убеждены, что если это сделано формально, аудитория сразу чувствует фальшь. Для нас инклюзивность – это не кампания и не отдельный проект, а уже неотъемлемая часть ДНК бренда", – отмечают основатели Andreas Moskin.
Через коллаборации и рекламные кампейны бренды дают возможность людям с инвалидностью социализироваться. Наши модельеры уверены, что со временем инклюзивность станет важной составляющей всех сфер деятельности.
Ответственные бренды, которые не только декларируют или продвигаются на теме инклюзивности, а реально работают с этим, разрабатывают специальные решения для комфорта и самостоятельности людей с инвалидностью, никогда не превратят свои ценности в "галочку",
– подытоживают в JULIYA KROS.
Показ Andreas Moskin в рамках UFW / Фото Юрий Яцкулич
Красота сегодня – это не трендовая одежда, красивая прическа и макияж. Это человечность, которая проявляется в искренности, силе и способности оставаться собой даже после самых тяжелых испытаний. Это внутренний свет, который не угасает несмотря на все обстоятельства. Это каждый из нас, кто меняет себя и мир вокруг к лучшему.
UFW уже стал платформой, где мода – это и культура, и общественный диалог. Мы верим, что это направление будет только усиливаться. В мире, где мода часто ассоциируется с "глянцем" и недосягаемостью, Украинская Неделя моды показывает нечто другое – что стиль может быть о людях, об обществе, о ценностях. Это будущее, в котором Украина может стать лидером.