Исследования представлены в журнале PLoS One.
Суть исследования
Психологи из Кембриджского университета опирались на теорию эмпатии-систематизации Саймона Барона-Коэна (Simon Baron-Cohen). Он предлагает делить людей на две категории — склонных больше к систематизации (умению понимать причинно-следственные связи и находить закономерности) и к эмпатии (которая помогает предсказывать поведение сложных нелинейных систем, не описываются набором закономерностей).
Первые более способны к естественным и точным наукам, работе с механизмами, вторые лучше взаимодействуют с другими людьми, чувствуя и понимая их поступки.
Ученые нашли четыре тысячи добровольцев для своего исследования. Добровольцев попросили прослушать и оценить 50 музыкальных произведений 26 жанров и поджанров, чтобы свести к минимуму вероятность непредсказуемой личной приверженности отдельных музыкантов и песен.
Читайте также: Ученые нашли способ избавиться песни, которая "засела" в голове
Результаты
Люди, которые склонны к эмпатии, оказались любителями мягкой и простой музыки: софт-рок, кантри, фолк, электроника, евро-поп. Им не нравились тяжелые и насыщенные композиции жанров панк-рок и хэви-метал.
Вкусы систематики оказались абсолютно противоположными. Эти различия прослеживались даже в рамках отдельных стилей: склонные к эмпатии предпочитали мягкий и несложный джаз, а систематики — сложный, авангардный.
Более того, емпатикам импонировала малоенергична музыка (задумчивые, камерные мелодии), грустные и меланхоличные композиции, а также эмоционально насыщенные произведения. Систематики больше понравилась энергичная, веселая, агрессивная и интеллектуальная музыка.
Выводы психологов имеют практическое значение для музыкального бизнеса. "Зная о когнитивном типе человека, программы Spotify и Apple Music смогут качественнее рекомендовать мелодии", — отметил соавтор исследования, саксофонист Дэвид Гринберг.