Сколько стоит проведение Евровидения?

По-разному. Все зависит от амбиций и возможностей принимающей страны. Самым щедрым организатором за все годы существования конкурса оказался Азербайджан – в 2012 году к вопросу проведения конкурса там подошли с восточной щедростью, построили специальную арену, заплатив за все вместе около 140 млн евро.

Остальные страны к такой роскоши оказались несклонными, более того, за последние годы заметна тенденция к уменьшению расходов на проведение конкурса. Если в 2010 и 2011 годах Норвегия и Германия потратили на Евровидение около 25 млн евро, то в 2013-2014 годах расходы значительно сократились – Швеция и Дания решили ограничиться 15 млн евро. Австрия в 2015 году потратила на проведение конкурса около 20 млн евро. Нынешний организатор Евровидения – Швеция – решила ограничиться скромными 9 млн евро.

Сколько сможет заплатить Украина?

Мало. Гендиректор телеканала UA:Первый Зураб Аласания уже отметил, что Украина в 2017 году на проведение песенного конкурса потратит меньше, чем Швеция, однако конкретной суммы пока не указал. При этом, по его словам, качество шоу из-за сокращения бюджета не пострадает, поскольку стоимость услуг в Украине ниже, чем в Швеции. Если учесть, что строить специальной арены для проведения Евровидения, скорее всего, не придется, то такое заявление выглядит вполне справедливо. Но, в конце концов, конечная стоимость будет зависеть от выбора места проведения конкурса.

Читайте также: Евровидение-2017: наиболее вероятные кандидаты на проведение

Вместе с тем, по словам советника министра инфраструктуры Яники Мэрило, на проведение Евровидения может потребоваться от 8 до 15 миллионов евро.

Должна ли Украина оплачивать все из собственного бюджета?

Не должна. На Евровидении все еще действует правило "Большой Пятерки": Франция, Германия, Италия, Великобритания и Испания независимо от занятого на конкурсе места попадают в финал автоматически, поскольку они являются учредителями и основными спонсорами конкурса. Как правило, именно они берут на себя 50% расходов на организацию конкурса. Кроме того, другие участники Евровидения покрывают часть расходов за счет комиссионных взносов, пропорциональных размеру национальных телерадиовещателей, которые организуют трансляцию. К организации также привлекают немалое количество спонсоров.

Возможно ли "отбить" средства, затраченные на проведение Евровидения?

Безусловно. Как правило, речь идет о перспективных непрямых выгодах, например, о повышение значения международного туристического бренда города и страны-организатора. Одним из наиболее эффективных организаторов конкурса стала Швеция, которая в 2013 году смогла не только заработать 21 млн евро на туристах, которые посетили страну, но и вернуть часть средств за счет размещения рекламы.

Как отметила Яника Мэрило, "оплата стран за участие, поддержка учредителей и прибыль от продажи билетов может покрыть примерно 75% расходов".

А в Украине, учитывая важность мероприятия, верю еще больше в спонсорские деньги. Так что я не очень драматизировала "а есть ли деньги". Я уверена, что найдутся,
— добавила она.

Выгодно ли Евровидение для Украины?

Выгодно. Как минимум – пользы от него однозначно больше, чем вреда. Во-первых, по причине реально незначительной нагрузки на бюджет. Во-вторых, опять же те самые перспективные непрямые выгоды. После проведения конкурса городу остается улучшена инфраструктура, усовершенствованный имидж и, если повезет, туристы. Для Украины, которую туристы последние три года стараются избегать, это сегодня крайне важно, чтобы иметь возможность показать себя как страну, куда можно спокойно приехать на отдых.

СМИ отмечают, что толпа туристов и огромная куча заработанных денег – не обязательное следствие Евровидения для страны-организатора. Но, как отмечают аналитики, проведение конкурса на территории Украины может активизировать инвестиционный интерес к государству, которое затем может вызвать улучшение экономической ситуации, в том числе социально-экономической.

Поможет ли Украине предыдущий опыт проведения конкурса?

Не факт. Украина уже принимала Евровидение-2005, когда не обошлось без финансовых скандалов. Тогда, по приблизительным оценкам, на проведение конкурса выделили почти 70 миллионов гривен. А после проведения Госфининспекция недосчиталась 36 млн гривен. Однако все же стоит отметить, что на развитие туристической отрасли это действо имело положительное влияние, которое было существенно закреплено во время Евро-2012.