Попробуйте догадаться, кому принадлежат эти тяжелые гитарные звуки. "Блэк Саббат"? Нет! Может, "Дип Перпл"? Опять промах. Это ВИА "Смеричка". Песня "Горянка". 1971 год. Да. Фактически в середине шестидесятых украинской эстрадной музыки не существовало в принципе. В Союзе украинская культура сводилась к гопачку, вареникам и народным песнопениям. Какая там эстрада? Не приведи господи.
Тем не менее, была так называемая украинская лирическая песня. Скажем, "Рідна мати моя" или "Два кольори". Но и исполнение, и аранжировки этих произведений были очень академическими.
И появился этот феномен не в столице, хотя казалось бы, а в небольшом райцентре на Буковине – в Вижнице. Вокально-инструментальный ансамбль Смеричка. Проще говоря – музыкальная группа. И делали они невиданные на то время вещи – замешивали модное западное звучание с этническими украинскими мотивами.
Читайте также: Вальдшнеп Расстрельного возрождения, или почему застрелился Хвылевой
Для украинцев это был глоток свежего воздуха. Оказалось, что украинское может быть модным, современным. И ничем не хуже за то, что делают в Москве или даже на Западе.В 1970 году Владимир Ивасюк написал "Червону руту". Самую популярную свою композицию, которая стала действительно народной. Но почему именно "Червона рута" – песня номер 1? Ивасюк тогда, видимо, не подозревал, что "Червона рута" выйдет за рамки музыки и станет отдельным культурным явлением, настоящим символом Украины.
Еще более неожиданным было то, что песня стала всесоюзным хитом. В 1971 году на центральном телевидении в программе "Песня года" Владимир Ивасюк, Назарий Яремчук и Василий Зинкевич в три голоса поют "Червону руту". Украинская музыка, украинское слово звучит в советском эфире. Невероятно. Музыкантам приходилось идти на компромиссы с советской властью и с самими собой. В репертуаре должны быть "идеологически правильные композиции".
Например, в одном из альбомов "Смерички" есть песня "Мы идем дальше" с припевом: "Мы корчагинцев отряды, Долго путь продолжим, Упрямые, уверенные, неутомимые, Родителей славу множим". И вряд ли стоит их за это осуждать. Без этой комсомольской бредовости попасть на большую сцену было нереально. И ребята оставались в выигрыше, как, впрочем, и слушатели. Песни Ивасюка были в авангарде всего украинского. Их пели дома, играли на танцах, крутили по радио и телевизору. Ивасюк становится топ-музыкантом и едва ли не самым популярным украинцем в то время.
Такая популярность не могла остаться вне поля зрения советской власти. Ивасюком заинтересовались спецслужбы. И по одной из версий, именно "кагебисты" повесили гения в Брюховецком лесу вблизи Львова. Тогда, в 1979 году, объявили, что это было самоубийство.
Читайте также: Вспомнить Все. Пот и кровь киношных бойцов
И хотя советская власть убила Владимира Ивасюка, но его песни живы и до сих пор. Он сделал, без преувеличения, революцию в украинской культуре, придал ей новое дыхание. Творчество Ивасюка стало фундаментом нашей современной музыки. А тогда, в 1970 году, толчком к появлению новых эстрадных коллективов и музыкальных экспериментов.
Петриненко долго травили. Травили за его творчество и позицию. Он был вынужден переехать в Россию, где писал и исполнял русскоязычные песни. К счастью, в конце 1980-х музыкант вернулся домой. А в начале 1990-х оформился как сольный певец. Его "Украина" стала неофициальным гимном нашего государства.
Но вернемся в 1970-е годы. В то время собрать ВИА и петь на украинском – уже не казалось чем-то чрезвычайным. Так же, как и экспериментировать со звучанием. Например, киевский ВИА "Кобза" первым добыл электронный звук из народного украинского инструмента. В репертуаре "Кобзы" были песни еще одной знаковой фигуры того времени – композитора, поэта и исполнителя Николая Мозгового. Человека, которого многие из коллег недолюбливали за прямоту и откровенность. Но не любить его творчество было невозможно.
Сначала Мозговой работал как автор песен и художественный руководитель нескольких ансамблей. А с 1971 вплоть до 1994 года был солистом Укрконцерта". Настоящая слава к Мозгового пришла в 1979 году. Когда София Ротару исполнила его песню "Рідний край".
Еще один знаковый коллектив того времени – "Трио Маренич". Группа с оригинальной подачей и интересной географией. Основана в Луцке криворожцем Валерием Мареничом. Антонина, его жена, Светлана, ее сестра, – этнические русские. Родились и выросли в Куйбышеве, ныне – Самара. А известными стали благодаря украинским песням.
Читайте также: День вышиванки: история и традиции праздника
Классные вещи происходили и во Львове. Как тут не вспомнить ВИА "Арника". Тут вам и рок, и джаз и даже диско. В свое время в коллективе пела Виктория Врадий, позже известная как сестренка Вика. На ударных лабал Михаил Лундин – позже один из Братьев Гадюкиных. А музыкальным руководителем был Юрий Варум, отец российской певицы Анжелики Варум. Ну и Арника – это не Арника без Виктора Морозова.
Еще один эпицентр – это, безусловно, львовская ВИА "Ватра". Первая ассоциация здесь – Игорь Билозир. Но до того, как он присоединился к группе и стал ее лидером, музыканты играли специфическую и достаточно сложную музыку. Не стало Игоря Билозира в 2000 году. Его забили до смерти за то, что якобы своими песнями мешал слушать русский блатняк. Его убили в самом центре Львова. За украинскую песню. Билозир, как и Ивасюк, много чего не успел сделать.
Но то, что он оставил после себя – это настоящий клад. И бывшая жена Игоря, Оксана Билозир, не в последнюю очередь благодаря ему состоялась как сольная певица. Сейчас много тех песен и даже целых коллективов просто забыты. Их элементарно никто не знает. Кроме музыковедов и отдельных фанатов. А жаль. Большинство даже не представляют, насколько это глубокий и ценный пласт украинской культуры. Правдивой украинской культуры.