Однако, не все так гладко. Организаторам приходится сталкиваться с большим количеством вызовов. Поэтому предлагаем вам ТОП-10 проблем, с которыми обычно приходится бороться организаторам.
Нет денег
В частности, это касается каменец-подольского фестиваля "Respublica". Андрей Захарко, организатор фестиваля, заверил, что в свое время наотрез отказался от "помощи" политиков и крупных корпораций. Он хотел создать, в первую очередь, фестиваль, у которого прерогативой является не коммерция, а работа на благо города. Поэтому выживать "Республике" в таких условиях всегда было довольно сложно. Однако, благодаря насыщенной и разносторонней программе "Respublica" уже пятый год существует исключительно за счет продажи билетов и участия в грантовых проектах.
В этом году с проблемой финансирования столкнулся еще один фестиваль. "Rakovets Fest". Впервые он состоялся в прошлом году в селе Раковец Львовской области.
Посетители мероприятия прогнозировали фестивалю большие перспективы, однако в 2015 году событие так и не состоялось. Организаторы фестиваля объяснили, что одной из главных причин является "тяжелая экономическая ситуация". Координаторы мероприятия решили не делать заоблачных цен, поэтому мероприятие просто отменили.
Напомним, что "Rakovets Fest" — это инициатива Львовской городской молодежной общественной организации "Бандеровцы". И хотя мероприятие в 2014 году проходило при поддержке благотворительного фонда "Сестры Далилы", без поддержки меценатов фестивалю почти невозможно остаться на плаву.
Проблема локации
Примером этого, опять же, является патриотически-музыкальное действо "Rakovets Fest". Кроме проблем с деньгами, фест в этом году не состоялся из-за возмущения местных жителей. В прошлом году организаторы пообещали местным из полученных средств "подлатать дорогу". В 2015 году такая перспектива местных жителей не устроила? и событие было отменено. На следующий год фестиваль будет "мигрировать" в другую локацию, однако в какую именно — неизвестно.
С проблемой расположения столкнулся и фестиваль "Файне місто". В 2013 году дебютное мероприятие проходило на островке "Чайка" в центре Тернополя. Места оказалось мало, а палаточный городок вообще был расположен в 2 километрах от главной сцены.
Теперь фестиваль проходит на территории тернопольского аэропорта, чем перекликается с немецким музыкальным фестивалем "Berlin Festival". Однако, отсутствие деревьев и жара не очень радовали гостей действа.
Притеснения со стороны власти
С этой проблемой в 2007 году столкнулся фестиваль украинского духа "Бандерштат", который тогда только начинал фестивальную традицию в Луцке.
Из-за провокационного названия местная власть хотела запретить проведение фестиваля. Кроме патриотического имени в программу фестиваля входили и различные мероприятия, которые пропагандировали украинское искусство и слово. Одним из элементов мероприятия традиционно были дискусии. Здесь гости фестиваля могли неоднократно услышать острую критику власти от общественных активистов и оппозиционных политиков.
Тогдашняя власть настойчиво "предлагала" изменить название и концепцию "Бандерштата", однако фестивалю все- таки удалось избежать ребрендинга и остаться одним из крупнейших фестивалей Украины, пропагандирующих здоровый патриотизм.
Неправильный менеджмент
Ярким примером непрофессионального подхода в организации мероприятия является опыт международного этнического фестиваля "Свирж-2009", который проходил в селе Свирж Львовской области. Событие было запланировано с 31 июля по 2 августа 2009 года. Однако, фестиваль закончился скандалом уже на второй день, выполнив лишь часть запланированной программы.
Координаторы не привлекли крупных инвесторов к его проведению, ограничившись рядом небольших компаний в качестве спонсоров, зато пригласили звезд мирового масштаба, таких как Нино Катамадзе и молдавская группа "Zdob şi Zdub". Из-за незначительного количества посетителей, организаторы не заплатили ни за установление сцен и аппаратуры, ни за выполнение других услуг, поэтому убытки фестиваля составили более 1 миллиона гривен. Все это объясняется тем, что организаторы мероприятия не осуществили планомерный бизнес-план, поэтому шаткая конструкция фестиваля начала разрушаться.
Читайте также: ТОП-10 самых горячих фестов Украины
Проблема рекламы
По словам Сергея Мартынюка, организатора фестиваля "Бандерштат", во время работы над мероприятием приходилось неоднократно встречаться с проблемой рекламы. Это связано не только с деятельностью организаторов: несвоевременное размещение бигбордов и ситилайтов, но и со СМИ. Сейчас в Украине не совсем благоприятные обстоятельства для освещениz культурных событий. Поэтому сейчас фестивали рекламируются в основном в социальных сетях и на "сарафанном радио".
Отсутствие четкого плана
В этом году в пригороде Одессы, на территории жилого комплекса "Зеленый Мыс", что возле села Крыжановки, стартовал фестиваль украинских групп "Юг". Как известно, мероприятие приобрело широкую огласку и вызвало ажиотаж у украинских фестивальщиков, ведь это первый масштабный музыкальный фестиваль недалеко от моря.
Однако, во время самого мероприятия происходило немало "форс-мажоров". В частности, это связано с отсутствием четкого планирования проведения фестиваля. Настройка аппаратуры (саундчек) одной из групп заняла около шести часов, что вызвало возмущение как посетителей фестиваля, так и исполнителей, чьи выступления были перенесены на многочасовой срок.
Отсутствие постоянной работы над фестивалем
Своим опытом поделились Владимир Пасяка и Ростислав Плахцинский, организаторы фестиваля "Файне місто". Идея создать фестиваль в Тернополе у ребят возникла совершенно спонтанно. Попивая пиво в тематическом заведении "Файне місто" в Тернополе, они решили начать фестивальную традицию в своем городе. Поскольку оба мужчины долгое время занимались организацией концертов, вечеринок и других развлекательных мероприятий, то идея создать фест казалась им вполне реальной.
Однако, уже начав работу над событием, в процессе появилось немало "но" и препятствий. К тому же, срок за который организаторы запланировали воплотить свою идею, был очень лимитированным — 1 месяц. Впрочем, мероприятие все же состоялось. Сейчас координаторы "Файного міста" иронично говорят, что дебютное мероприятие стало замечательными граблями для них. Имея такой опыт, они многое учли и усовершенствовали в подготовке к следующему "Файному місту". Одним из основных выводов стало то, что такое событие как фестиваль требует кропотливой работы в течение целого года.
Работа волонтеров
Сергей Мартынюк, организатор фестиваля "Бандерштат", заверил, что оргкомитет мероприятия состоит из десятка человек, однако, кроме них реализовать событие помогают больше сотни волонтеров со всей Украины. Хотя координаторы и стараются заблаговременно вести диалог с помощниками в социальных сетях, однако этого недостаточно. В течение первой половины фестиваля приходится постоянно модерировать процесс работы волонтеров. Это объясняется тем, что накануне события не хватает времени для проведения полноценной стажировки или вводной встречи, где бы каждому участнику был представлен список задач, за которые он будет отвечать в течение фестиваля.
Проблема хедлайнеров
Об этом в интервью для "Украинской правды" вспоминает Андрей Захарко, организатор фестиваля "Respublica". По его мнению, очень мало групп имеют собственную социальную позицию и освещают ее в своем творчестве. Для фестиваля "Республика" это является весомым аргументом, ведь "Respublica", как уже упоминалось, — это в первую очередь социальный проект.
Из-за лимитированного количества общественно признанных исполнителей, они надолго закрепляются за одним мероприятием и фактически становятся его лицом. Если в случае главного open air фестиваля Украины "Zaxidfest" хедлайнером традиционно была белорусская панк-рок-группа "Ляпис Трубецкой" (отныне группа "BRUTTO"), то новым лицом "Республики" в этом году стала киевская этно-группа "Даха Браха".
Нежелание платить за музыку
"Самой большой проблемой является то, что украинцы до сих пор живут в состоянии постсоветской чумы. Они не готовы платить за искусство. Для них это дикость! — подчеркнул Мяч ДредБол, постоянный ведущий многих украинских фестивалей. — Они лучше будут посещать бесплатные "обрыган-фестивали"".
Действительно, украинцы готовы посещать менее качественные, но бесплатные мероприятия, чем платить за это деньги. Примером этого является фестиваль "Тарас Бульба", который с 1991 года проходит в городе Дубно. Больше десятилетия мероприятие традиционно проводили в центре города, однако, в 2012 году оно было перенесено на стадион "Спартак".
Пока фестиваль существовал на бесплатной основе, местные жители часто ходили "потусоваться" на празднике, хотя и не любили тяжелый рок, который фактически является лейблом мероприятия. Однако, после переноса фестиваля из центра города на стадион "Спартак" все изменилось.
Закрытая территория фестиваля позволила сделать вход платным. Это была хоть какая-то помощь для хронически безденежного фестиваля. Однако, это не решило финансовые проблемы мероприятия. Платный вход сказался и на количестве посетителей рок-действа. Мероприятие собрало всего около двух с половиной тысяч зрителей. Примерно столько же "тусовалось" за стенами стадиона. И это несмотря на то, что цены на билеты были вполне доступными. Вход на трехдневный фестиваль стоил всего 50 гривен, а разовый — от 15 до 30 гривен.
Такая же ситуация постигла и "Файне місто-2013". Как уже упоминалось выше, мероприятие проходило на островке "Чайка" в центре города. Местные жители решили сэкономить на входе и поэтому разместились в парковой зоне возле островка, что значительно отразилось на финансовой составляющей фестиваля.
"Каждый раз в завершение фестиваля я подчеркиваю посетителям, чтобы они уже начинали откладывать деньги на следующий фест, — поделился ведущий Мяч ДредБол. — Качественная музыка стоит тех нескольких сотен гривен за билет!"
Приоткрыть завесу на процесс организации фестов и выделить ТОП-10 проблем, с которыми обычно встречаются основатели фестивальной культуры в Украине, помогло событие "Вечер Фестивальной культуры. Backstage", которое недавно состоялось во Львове. Инициатива создать это мероприятие принадлежит Киевскому ресурсному центру для выпускников, который существует при поддержке государственного департамента США.
Среди приглашенных гостей были представители сразу трех масштабных украинских фестивалей. В частности, Андрей Захарко, Иванна Мартынив, Роман Домбровский (фестиваль "Respublica"), Сергей Мартынюк и Марина Хромых (фестиваль "Бандерштат"), Владимир Пасяка и Ростислав Плахцинский (фестиваль "Файне місто"), а также неизменный ведущих многих украинских фестивалей Мяч ДредБол.
Виктория Соловьюк