Самым известным из того времени был Остап Вересай. Слепого кобзаря знали во всей Украине. Максим Рыльский называл его "Гомером полевым", а Шевченко прислал деньги и томик "Кобзаря". Уже в те времена местная жандармерия тайно отсылала рапорты вышестоящему начальству, что "Вересай своими поэтическими песнями и типичным видом способствует возбуждению симпатий к гетманщине..."

С приходом большевиков в 20 в – такие рапорты станут массовыми и перерастут в целевое уничтожение. Тогда украинцы начали прятать музыкантов, поэтому советской власти пришлось изменить тактику. Мгновенно появляются постановления "Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД" и "Утверждении репертуара".

Читайте также: Сделано в Украине. Украинская вышиванка – более чем просто одежда

За малейшее нарушение – бросали за решетку, отправляли в ГУЛАГ или конфисковывали кобзы. И эти методы не могли уничтожить расположение народа – так что обратились к пропаганде. Одним за другим на страницах появлялись заголовки "Внимательнее контролируйте кобзарей!", "Кобза – музыкальная соха!", Подкрепленные разоблачительными статьями, мол "под видом народного творчества протягивают старый националистический хлам".

А дальше не церемонились. Архивных данных нет, а по отдельным воспоминаниям известно, что в 30-х годах в Харькове провозгласили Первый Всеукраинский конгресс лирников и бандуристов, а затем всех участников вывезли в лесополосу и расстреляли вместе с малолетними поводырями. Одни пишут, что на этот съезд энкаведисты согнали более 200 кобзарей, другие называют поразительную цифру – 1234.

В наши дни действует Национальный союз кобзарей Украины, объединяющий 13 организаций и Кобзарский цех – сообщество исследователей и реконструкторов кобзарской традиции. В него входит и Алексей Санин – режиссер украинского фильма "Поводырь", который играет на бандуре и лире.