Jazz. Музыка свободных: когда джаз пришел в кино
Джаз и кинематограф появились примерно в одно и то же время. Хотя интенсивное слияние этих жанров началось еще в эпоху немого кино, их сотрудничество стало более плодотворным после появления звуковых фильмов.
На то время джаз уже успел стать музыкальным символом нового века. Америку покорил свинг, а центром американского кинематографа стал Голливуд. Киноленты развлекательного содержания и музыкальные фильмы были самыми популярными среди зрителей. Свой след в тогдашнем кино оставили много джазовых исполнителей и биг-бэндов.
После бойкота лейблов, который стал следствием конфликта между студиями звукозаписи и Союзом музыкантов в начале 40-х, джаз все чаще звучал с голубых экранов. Еще больше эту тенденцию развили популярные в то время фильмы жанра "нуар". Темное освещение, тени и загадочность были прекрасным контекстом для джазовой музыки.
На некоторое время для большинства исполнителей кинематограф стал основным полем деятельности. Частым гостем на киноэкранах был оркестр Дюка Эллингтона. Бесспорную славу ему принесло участие в картинах "Красавица девяностых" и "Хижина на небесах".
Экранным символом эры свинга считали оркестр Глена Миллера. Фильмы с его участием "Серенада солнечной долины" и "Жены оркестрантов" стал классикой жанра, а история самого Миллера впоследствии легла в основу одноименной биографической ленты, открыв ценителям истинную природу джаза.
С течением времени джазовая тематика в фильмах не теряла своей актуальности. Культовая музыкальная комедия конца 50-х "В джазе только девушки" с Мэрилин Монро – непревзойденным секс-символом той эпохи – покорила не одно поколение киноманов.
Снятый в 80-х по мотивам реальных событий фильм "Клуб-Коттон" удивительно тонко передает атмосферу джазовой Америки 20-х годов, которую гармонично довершает великолепная актерская игра Ричарда Гира. В 90-х сердца миллионов зрителей покорил Дензел Вашингтон в роли знаменитого джазмена в ленте "Блюз о лучшей жизни".
Мировая джазовая тенденция не обошла и советский кинопространство. Музыкальная комедия "Мы из джаза" Карена Шахназарова наполнена искрометным юмором и изысканной музыкой. Александр Панкратов-Черный, Игорь Скляр, Евгений Евстигнеев помогли правдиво воспроизвести в ленте непростое время становления джаза в Советском Союзе.
Настоящим открытием для современных ценителей джаза стал фильм "Одержимость" режиссера Дэмиена Шаззела. Волшебная музыка, напряженный сюжет и убедительная актерская игра принесли ленте победу в трех номинациях на "Оскар". В фильме звучат известные джазовые мотивы, в частности – композиция "Караван" Дюка Эллингтона в исполнении главного героя.
Читайте также: Jazz. Музыка свободных: как легендарное музыкальное направление покорило мир
Другая оскароносная лента Шаззела "Ла ла Лэнд" рассказывает историю фанатичного джазового пианиста Себастьяна, который пытается вернуть людям любовь к музыке и веру в то, что джаз до сих пор жив.
На большом экране джаз звучит вот уже в течение ста лет. В воображении зрителя оживают образы великих музыкантов. Их истории вдохновляют, а звучание определяет ритм нашей жизни. Богатое кинонаследие доказывает одно – джаз остается актуальным во все времена. Это музыка, что побуждает мыслить шире, выходить за рамки привычного видения и жить так, как будто выполняешь свою лучшую партию.
До встречи во Львове на Alfa Jazz Fest.