Известная сатирическая фраза "Сегодня ты играешь джаз, а завтра – Родину продашь!'" как ничто другое демонстрирует отношение господствующих верхушек СССР к прогрессивному музыкальному стилю – стилю, в котором они очень быстро распознали опасность и который расценивали как идеологическое оружие, а потому всяческими способами пытались подстроить его под себя.
Несмотря на попытки властей сдержать популяризацию джаза, этот музыкальный стиль активно развивался даже в тогдашних условиях. Ярким свидетельством является оркестр Олега Лундстрема. Основанный в 1934 году, этот коллектив был олицетворением советского джаза. И хотя самого маэстро уже нет среди живых, оркестр продолжает свою деятельность, и внесен в книгу рекордов Гиннеса как старейший оркестр в мире из тех, что и до сих пор играют.
Читайте также: Jazz. Музыка свободных: как легендарное музыкальное направление покорило мир
Еще одной знаковой фигурой для советской музыкальной эстрады стал Эдди Рознер – виртуозный скрипач и трубач, дирижер, композитор и аранжировщик. За блестящие импровизации его прозвали "белым Армстронгом". Немец по происхождению, Рознер достиг немалой популярности в СССР, руководил лучшими свинговыми биг-бендами, успел познать все трудности развития джаза в Советском Союзе. Советское пространство благодаря Рознеру пополнилось целой плеядой джазовых музыкантов и вокалистов. К слову, именно его именем названа главная сцена фестиваля Alfa Jazz Fest во Львове.
Трудный путь становления джаза в СССР изображен в современном кинематографе. Одна из таких историй представлена в российском сериале "Фарца". Из-за невозможности распространения джазовых грампластинок, композиции подпольно записывали на широкоформатные рентгеновские пленки. Отсюда появилось выражение "джаз на костях". Эта фраза также стала вторым названием фильма "Стиляги". В ленте освещен период преследования джаза и борьбы молодежи за право быть не такими как все. Одну из ролей сыграл известный украинский актер Алексей Горбунов, герой которого продает свой саксофон во времена, когда этот инструмент, по его словам, приравнивается к холодному оружию.
Читайте также: Jazz. Музыка свободных: когда джаз пришел в кино
Фильм "Москва на Гудзоне" рассказывает историю побега советского циркового музыканта в Соединенные Штаты и его преследование партийными руководителями. Наполнить ленту джазовой атмосферой помог звездный дуэт: американский актер Робин Уильямс в роли саксофониста Владимира Иванова и Савелий Крамаров в роли агента КГБ.
Джазовая музыка тесно переплетается со становлением украинской государственности. Одним из первых сподвижников джаза на просторах независимой Украины был Владимир Симоненко, первый президент украинской джазовой ассоциации, основатель украинского джаз-клуба. Другой выдающейся личностью украинской джазовой истории является Мирослав Скорик. Созданный им вокально-инструментальный ансамбль "Веселые скрипки" исполнял композиции с малоизвестными в то время в Украине джазовыми ритмами. Его песня "Не топчите ландыши" стала первым украинским твистом.
Львовский академический симфонический оркестр, художественным руководителем которого является Скорик, в этом году предложит публике на седьмом Alfa Jazz Fest совместный проект с Авишаем Коэном – израильской легендой джаза из списка ТОП-100 контрабасистов мира по версии журнала Bass Player. Этот уникальный проект поддерживает посольство Израиля, подчеркивая его важность для развития украино-израильских культурных отношений.
Эксперимент под названием "джаз" продолжается вот уже века, а украинский джаз уверенными шагами начинает выходить на уровень мировых стандартов. Джаз очень трудно отвоевывал себе место в советской действительности. Замечательная музыка стала для людей символом свободы, вошла в их сердца и осталась там навсегда. Ибо, как говорил выдающийся джазовый пианист Дэйв Брубек: "Джаз – это голос свободы".
До встречи во Львове на Alfa Jazz Fest.