Вашим и нашим. Как музыка выживает в условиях войны
Боевые действия на Донбассе и крымская оккупация внесли коррективы в гастрольные графики украинских музыкантов. Кто-то бойкотирует государство-агрессора, кто-то не вылезает из Москвы, а некоторые испытывают притеснения с неожиданной стороны – Польши.
Недавняя история с украинской группой OT VINTA стала неожиданностью для тех, кто ожидает угрозы только из России. И для тех, кто до сих пор думает, что Россия не способна действовать в Европе через правые и левые местные движения. Музыканты группы не смогли попасть в Варшаву на запланированное выступление. Украинские пограничники их пропустили сразу, а польские держали 9 часов. В посольстве Украины в Польше рассказали, что музыкантов не пустили через польскую границу "из-за угрозы государственному строю и национальной безопасности". Об этом для портала "Без Табу" написала Виктория Найденова.
До этого украинская диаспора в Перемышле приглашала группу на празднование Купала 2 июля. Но мэр испугался угроз местных ультрас, которые обещали сжечь сцену. Он посчитал, что полиции для предотвращения беспорядков не хватит, и посоветовал организаторам фестиваля не приглашать музыкантов.
Основная причина является частью истерии последних времен по поводу годовщины Волынской трагедии. Поляки считают, что ОУН-УПА виновна в уничтожении их соотечественников в те времена. А украинская группа OT VINTA якобы занимается пропагандой этой организации. Тогда, пожалуй, польским дипломатам надо сформировать "черный список", и в нем будет много западноукраинских групп. В частности, "Тартак" нужно приготовиться.
В этой ситуации вообще все один к одному: не успел утихнуть скандал с блокировкой украинских музыкантов на границе, как уже в Украине подхватили новую тему: переименование Московского проспекта в проспект Степана Бандеры. Мол, поляки и так на нас снова злые накануне годовщины, а тут еще и такая откровенная провокация. Если что, то планы по переименованию существовали уже давно именно в таком виде. И от того, что все будет перевернуто в пользу российских СМИ, мы не застрахованы ни в случае с украинской группой на границе, ни в случае с переименованием проспекта. Ни в одном другом. Единственный вариант – сидеть и не дышать.
После скандала в финале национального отбора на "Евровидение" о выступлениях группы Sunsay в России и оккупированном ею Крыму узнали даже те, кто не знал о существовании такой группы. Обидно, что, в отличие от других, кто выезжает на конъюнктуре, поведение лидера группы Андрея Запорожца действительно базируется на многолетнем дзене и сознательных пацифистских настроениях. Он просто слишком далеко от повседневной жизни. Вопрос, может ли он в такое время себе это позволить. То есть он может, а могут ли позволить ему?
Кто знает, чего было больше в решении лидера "Бумбокса" Андрея Хлывнюка – гражданской позиции или знания о существовании других возможностей. Все же группа имеет песни, написанные на трех языках – украинском, русском и английском, и на качество это не влияет. Так или иначе, а в Россию музыканты ездить перестали. Говорят, что будут ждать, пока не завершится война. А Хлывнюк даже пытался в Facebook провести некую политинформацию: поговорить со своими российскими поклонниками, спросить, действительно ли они верят, что он фашист. Некоторых удалось "раззомбировать".
Неплохой выход, когда не хочется терять большой рынок – начать говорить, что народы не ссорились, воюют политики, а мы, музыканты, несем добро и свет. Ани Лорак, например, до сих пор выступает в России примерно с такой аргументацией. То есть, аргументы больше направлены на Украину – чтобы было поменьше таких ситуаций, как перед одесским концертом в 2014-м, когда "Правый сектор" устроил у клуба акцию протеста и столкновения. А в России, наверное, такой же аполитичный, как и сама Лорак, контингент, просто ходит на ее концерты и дальше, будто ничего не случилось. Одно непонятно: у певицы будто все хорошо с турецкой стилистикой и родственными связями – почему было не поискать варианты сотрудничества там? Здесь, как говорят, не очень хотелось, наверное.
С Таисией Повалий ситуация вообще еще более мутная. Она как бы уехала из Украины, или так часто гастролирует в России, что здесь почти не появляется, или действительно уехала насовсем, но на публике об этом не говорит, чтобы не блокировать пути отступления на всякий случай. Ее продюсер и муж Игорь Лихута раз помогает ей поддерживать такую "легенду". Последний инцидент произошел на майские праздники, которые для Одессы из-за трагедии 2 мая уже, наверное, никогда праздниками не будут. Повалий и Лихута, по версии СМИ, прилетели из России, чтобы дать концерт, именно в день годовщины. А по версии Лихуты – хотели навестить старого друга, и никакого концерта не планировали, как можно. А в одесском аэропорту просто попали под горячую руку активистов, которые в тот день блокировали Бойко и компанию "оппоблоковцев" и заставили их всех вместе вернуться, откуда прилетели.
Есть музыканты, у которых осталось не так много стран для жизни и работы. Белорус Сергей Михалок из-за "имперских имбецилов" и "Слава Украине!" на концерте в Ижевске в 2014 году получил угрозы от ЛДПР Жириновского о запрете его концертов в России и даже статус "персоны нон-грата". Впоследствии, правда, выяснилось, что инцидент произошел в немецком Вуппертале, но пожелания уже были озвучены. И разве долго ЛДПРовцам было устроить проблемы группе, которую они в своей стране не хотят видеть? После неофициальных запретов на концерты, угроз и проверок на наркотики в клубах, где проходили выступления, Михалок таки уехал в Украину, потому что работать его группе Brutto ни в Беларуси, ни в России стало невозможно.
Из-за крымской оккупации тоже происходят определенные инциденты. Группа "Ундервуд" выехала с полуострова в Москву, и в марте этого года концерт в Киеве едва не прошел без одного из музыкантов Максима Кучеренко. Его якобы не хотели пускать через границу из-за песни о Крыме. Текст, кстати, идеально построен в том плане, что каждая из сторон увидит в нем свое. И те, кто поддерживают оккупацию, и те, кто против, найдут там подтверждение своих мыслей. Очень удобная конструкция на случай изменения политических раскладов. И вместе с тем отличная возможность перессориться со всеми.
В конце концов, есть два варианта. Просчитывать комбинации, вспоминая, какие твои старые песни могут быть искажены в России или в Украине не в твою пользу. И получишь претензии примерно такие, как те, кто цеплял "георгиевские ленточки" в 2008-2009 году, когда они еще не превратились в символ оккупации. Об истории свастики мы здесь не будем, наверное. А другой вариант – не заниматься рынками и стратегией, а чисто тактически ездить с концертами на передовую, как ВВ, Mad Heads, ТНМК, ТИК, Жадан с "Собаками". Или заниматься тем, чтобы ребятам было что петь, создавая какие-то новые бардовские гимны, как "Впервые слышу". Но, как говорится, кто на что учился.
Читайте также: Джамала показала эмоциональные фото с концерта в Краматорске