Вашим и нашим. Как музыка выживает в условиях войны

8 июля 2016, 17:19
Читати новину українською

Боевые действия на Донбассе и крымская оккупация внесли коррективы в гастрольные графики украинских музыкантов. Кто-то бойкотирует государство-агрессора, кто-то не вылезает из Москвы, а некоторые испытывают притеснения с неожиданной стороны – Польши.

Недавняя история с украинской группой OT VINTA стала неожиданностью для тех, кто ожидает угрозы только из России. И для тех, кто до сих пор думает, что Россия не способна действовать в Европе через правые и левые местные движения. Музыканты группы не смогли попасть в Варшаву на запланированное выступление. Украинские пограничники их пропустили сразу, а польские держали 9 часов. В посольстве Украины в Польше рассказали, что музыкантов не пустили через польскую границу "из-за угрозы государственному строю и национальной безопасности". Об этом для портала "Без Табу" написала Виктория Найденова.

До этого украинская диаспора в Перемышле приглашала группу на празднование Купала 2 июля. Но мэр испугался угроз местных ультрас, которые обещали сжечь сцену. Он посчитал, что полиции для предотвращения беспорядков не хватит, и посоветовал организаторам фестиваля не приглашать музыкантов.

Основная причина является частью истерии последних времен по поводу годовщины Волынской трагедии. Поляки считают, что ОУН-УПА виновна в уничтожении их соотечественников в те времена. А украинская группа OT VINTA якобы занимается пропагандой этой организации. Тогда, пожалуй, польским дипломатам надо сформировать "черный список", и в нем будет много западноукраинских групп. В частности, "Тартак" нужно приготовиться.

В этой ситуации вообще все один к одному: не успел утихнуть скандал с блокировкой украинских музыкантов на границе, как уже в Украине подхватили новую тему: переименование Московского проспекта в проспект Степана Бандеры. Мол, поляки и так на нас снова злые накануне годовщины, а тут еще и такая откровенная провокация. Если что, то планы по переименованию существовали уже давно именно в таком виде. И от того, что все будет перевернуто в пользу российских СМИ, мы не застрахованы ни в случае с украинской группой на границе, ни в случае с переименованием проспекта. Ни в одном другом. Единственный вариант сидеть и не дышать.

После скандала в финале национального отбора на "Евровидение" о выступлениях группы Sunsay в России и оккупированном ею Крыму узнали даже те, кто не знал о существовании такой группы. Обидно, что, в отличие от других, кто выезжает на конъюнктуре, поведение лидера группы Андрея Запорожца действительно базируется на многолетнем дзене и сознательных пацифистских настроениях. Он просто слишком далеко от повседневной жизни. Вопрос, может ли он в такое время себе это позволить. То есть он может, а могут ли позволить ему?

Кто знает, чего было больше в решении лидера "Бумбокса" Андрея Хлывнюка гражданской позиции или знания о существовании других возможностей. Все же группа имеет песни, написанные на трех языках украинском, русском и английском, и на качество это не влияет. Так или иначе, а в Россию музыканты ездить перестали. Говорят, что будут ждать, пока не завершится война. А Хлывнюк даже пытался в Facebook провести некую политинформацию: поговорить со своими российскими поклонниками, спросить, действительно ли они верят, что он фашист. Некоторых удалось "раззомбировать".

Неплохой выход, когда не хочется терять большой рынок начать говорить, что народы не ссорились, воюют политики, а мы, музыканты, несем добро и свет. Ани Лорак, например, до сих пор выступает в России примерно с такой аргументацией. То есть, аргументы больше направлены на Украину чтобы было поменьше таких ситуаций, как перед одесским концертом в 2014-м, когда "Правый сектор" устроил у клуба акцию протеста и столкновения. А в России, наверное, такой же аполитичный, как и сама Лорак, контингент, просто ходит на ее концерты и дальше, будто ничего не случилось. Одно непонятно: у певицы будто все хорошо с турецкой стилистикой и родственными связями почему было не поискать варианты сотрудничества там? Здесь, как говорят, не очень хотелось, наверное.

С Таисией Повалий ситуация вообще еще более мутная. Она как бы уехала из Украины, или так часто гастролирует в России, что здесь почти не появляется, или действительно уехала насовсем, но на публике об этом не говорит, чтобы не блокировать пути отступления на всякий случай. Ее продюсер и муж Игорь Лихута раз помогает ей поддерживать такую "легенду". Последний инцидент произошел на майские праздники, которые для Одессы из-за трагедии 2 мая уже, наверное, никогда праздниками не будут. Повалий и Лихута, по версии СМИ, прилетели из России, чтобы дать концерт, именно в день годовщины. А по версии Лихуты хотели навестить старого друга, и никакого концерта не планировали, как можно. А в одесском аэропорту просто попали под горячую руку активистов, которые в тот день блокировали Бойко и компанию "оппоблоковцев" и заставили их всех вместе вернуться, откуда прилетели.

Есть музыканты, у которых осталось не так много стран для жизни и работы. Белорус Сергей Михалок из-за "имперских имбецилов" и "Слава Украине!" на концерте в Ижевске в 2014 году получил угрозы от ЛДПР Жириновского о запрете его концертов в России и даже статус "персоны нон-грата". Впоследствии, правда, выяснилось, что инцидент произошел в немецком Вуппертале, но пожелания уже были озвучены. И разве долго ЛДПРовцам было устроить проблемы группе, которую они в своей стране не хотят видеть? После неофициальных запретов на концерты, угроз и проверок на наркотики в клубах, где проходили выступления, Михалок таки уехал в Украину, потому что работать его группе Brutto ни в Беларуси, ни в России стало невозможно.

Из-за крымской оккупации тоже происходят определенные инциденты. Группа "Ундервуд" выехала с полуострова в Москву, и в марте этого года концерт в Киеве едва не прошел без одного из музыкантов Максима Кучеренко. Его якобы не хотели пускать через границу из-за песни о Крыме. Текст, кстати, идеально построен в том плане, что каждая из сторон увидит в нем свое. И те, кто поддерживают оккупацию, и те, кто против, найдут там подтверждение своих мыслей. Очень удобная конструкция на случай изменения политических раскладов. И вместе с тем отличная возможность перессориться со всеми.

В конце концов, есть два варианта. Просчитывать комбинации, вспоминая, какие твои старые песни могут быть искажены в России или в Украине не в твою пользу. И получишь претензии примерно такие, как те, кто цеплял "георгиевские ленточки" в 2008-2009 году, когда они еще не превратились в символ оккупации. Об истории свастики мы здесь не будем, наверное. А другой вариант – не заниматься рынками и стратегией, а чисто тактически ездить с концертами на передовую, как ВВ, Mad Heads, ТНМК, ТИК, Жадан с "Собаками". Или заниматься тем, чтобы ребятам было что петь, создавая какие-то новые бардовские гимны, как "Впервые слышу". Но, как говорится, кто на что учился.

Читайте также: Джамала показала эмоциональные фото с концерта в Краматорске