Этой весной группа Kozak System выпустил новую пластинку "Живи и Люби", которую на прошлой неделе презентовали во Львове.

Новый альбом: как он создавался, что было главным при создании, какова ваша основная мысль в нем?

Владимир Шерстюк: Создавался он примерно год. Это как раз были тяжелые времена для нас. Во время Майдана мы не могли нормально работать. И примерно в марте 2014 мы начали уже плотно записывать песни для этого альбома — некоторые из них были еще старые, некоторые писались уже под влиянием Майдана и последующих событий (например песня "Битым стеклом»).

Я лично в этом альбоме хотел показать слушателю новое звучание, отойти от стиля "Гайдамаки", который у нас был, мы сделали современное звучание, очень долго работали в студии над каждым звуком. И я, что вообще редко бывает, остался доволен нашей работой. Я могу уверенно сказать, что я горжусь этим альбомом, более того, уверен, что это весомое слово в современной украинской музыке.

Kozak System // Фото Наталии Стадник

Иван Леньо: Наш идеальный слушатель — это такой человек, как мы. Можно привести следующую аналогию. Давайте представим себе, что вы вышли в поле и вокруг очень много цветов, мы, например, мак. И вот вопрос: кому больше нравится запах мака? Трудно как-то описать этого человека ... Мы можем сказать только следующее — каждый может выйти в это поле и понюхать кучу разных цветов, в том числе и мак. Главное, что в этом разнообразии мы пахнем, у нас есть свой аромат, то есть мы узнаваемы. Но вряд ли мы сможем определить, кто на этот аромат прилетит.

Владимир: Это украинская интеллигенция, это люди от двух до восьмидесяти лет. На наших концертах бывают дети. Это для нас один из главных показателей — дети искренне понимают и нашу музыку, и чувствуют нашу вибрацию. Если нас слушают дети, то мы движемся в правильном направлении.

Как вы воспринимаете события последнего года, как это отражается в вашем творчестве. И легко ли вам дается написание более оптимистичных песен сегодня?

Иван: В творчестве каждого художника есть место для боли и каждый художник время от времени должен вспоминать историю. И учитывая то, что история постоянно повторяется, и люди, ходя по кругу, постоянно делают одни и те же ошибки, бьют друг другу головы, создавая огромное количество войн, поэтому получаем миллионы жертв.

Так вот Сталин в свое время уничтожил огромное количество людей, не остался "равнодушным" к крымским татарам и в 1947-1948 году депортировал из Крыма около 200 тысяч человек. Это было ужасное событие, во время которого погибли около 2000 человек прямо во время дороги. И мы особенно ненавидим таких тиранов, как Сталин, Гитлер, Путин, Янукович.

Понятно, что мы на себе не ощутили, что такое депортация, но мы хорошо почувствовали что такое ограничение свободы. Потому что мы одними из первых в Украине выезжали за границу, еще тогда, когда эти границы только начинали открывать, и мы видели и чувствовали, как к украинцам относятся иностранцы, как непросто получить визу, как трудно вообще куда-нибудь уехать, потому что везде очереди ...

Вот это "украинец-раб" нам настолько надоело и нас это настолько возмущает, что мы никогда не проходим мимо какой-то возможности проявить свою гражданскую позицию, проявить некую солидарность с теми, кого угнетают. И когда год назад путинские войска вторглись в Крым и его украли, то совершенно естественно, что и Сашко Положинский, который является автором песни, посвященной событиям в Крыму, и мы, и Эльвира сделали свой шаг, сказали свое слово в этом деле и записали эту песню.

Владимир: Иван очень метко сказал, что в творчестве каждого художника есть место для боли. Это место есть, но оно не занимает 100%. Мы по своей природе люди очень светлые и романтические, мы любим романтические песни, о путешествиях, о любви, вообще все, что беспокоит нормального человека. И именно во время войны эта составляющая нормальной жизни не должна ни в коем случае заканчиваться. Она должна отражаться в нашем творчестве, и мы это делаем. Нельзя петь только о войне, потому что тогда люди просто с ума съедут.

Да и не хочется петь только о войне, потому что мы естественно настраиваем свои внутренние локаторы: мы не делаем ничего специально — песни появляются в зависимости от того, кто и что нас окружает. К тому же, мы работаем с лучшими украинскими поэтами настоящего, стихи которых тоже влияют на то, что мы делаем. Все эти люди очень разные, но все они в определенном смысле являются нашими творческими братьями и сестрами. К тому же это взаимовыгодное сотрудничество — сами поэты кайфуют, когда слышат свои тексты со сцены и слышат, что они звучат даже так, как сам автор и не мог подумать.

Кстати, текст песни "Битым стеклом» был написан за несколько лет до событий в Крыму и не имел никакого отношения к полуострову, но как настоящий художник, он каким-то внутренним глазом это предусмотрел, а потом мы этот текст пропустили через себя. Что касается романтических текстов — это Дмитрий Лазуткин, Сергей Жадан. Они просто "мастера спорта" по романтике. Что касается философских текстов — это, конечно, Юрий Издрык, например, в песне "Мы Боги". Так рождаются совершенно разные песни.

Смешиваете ли гражданскую позицию и творчество?

Владимир: Мы убеждены, что творчество и гражданская позиция — это почти одно и то же.

Каждый художник всегда в себе отражает действительность вокруг него. К тому же мы почему-то всегда отделяем эту самую гражданскую позицию в какую-то отдельную функцию, хотя действительно европейский человек считает эту гражданскую позицию такой же естественной, как привычку пить кофе утром. Он не говорит "у меня есть гражданская позиция", но когда что-то происходит, он тут же выходит на акцию протеста. А наши люди привыкли терпеть. Тех, кто не привык терпеть, у нас называют людьми с "активной гражданской позицией", хотя эта "активность" должна быть естественной.

Иван: Давайте не будем называть политикой все, что нас окружает, и тогда будет понятнее. Думаю, что все понимают, что политика, это когда один кандидат с другим спорят и соревнуются в том, чтобы понравиться большему количеству электората: они ставят две сцены, вывешивают свои портреты и звонят к какой-то группе с просьбой поддержки за деньги. Так вот если мы соглашаемся играть за кого-то из них — это чистая политика. Все остальное не политика. Например то, что какой-нибудь украинский музыкант едет сейчас в Россию играть концерт — это не политика, это пи**растия, это содействие преступлению.

И если кто-то имеет наглость прикрываться тем, что он там зарабатывает деньги, часть из которых отдает на АТО, то это то же самое, что быть наркодилером, и часть денег от продажи наркотиков отдавать на реабилитацию наркозависимых.

То есть все, кроме того случая, я привел — это наша с вами социальная жизнь и она не бывает другой. Когда это все изменится? Когда все поймут, о чем я сейчас говорю.

Иван Леньо // Фото Натальи Стадник

Владимир: Нас российские коллеги в последнее время часто спрашивают, сможем ли мы когда-нибудь снова поехать с концертами в Россию. Конечно сможем! Сможем тогда, когда Россия все украденное вернет заплатит все репарации, которые должны быть заплачены — татарам, украинцам и всем другим, публично извинится на каком-то современном Нюрнбергском процессе, и тогда так же, как мы сейчас в Германию ездим, мы сможем снова ездить в Россию.

Иван: Так же можно провести очень доступную аналогию по этому вопросу, чтобы все понимали, что такое патриотизм, как я его вижу.

Вот представьте себе, что вы едете где-то по трассе, и на обочине стоит два туалета. И один из них окрашен в желто-голубой цвет, а другой — в цвета флага России. Только один туалет, что желто-голубой, такой загаженный, что у него зайти даже страшно. А вот второй — идеален. Так вот, нормальный человек пойдет в тот, что чистый и в этом случае цвета, в который они покрашены, не имеют никакого значения. Давайте не будем переворачивать с ног на голову фундаментальные вещи и не нужно ко всему приплетать такой псевдопатриотизм. То есть патриотизм — это чистый туалет, выброшенный в урну окурок, возвращенный потерянный телефон и тому подобное.

И в таком примере мы должны шагать к тому, чтобы у нас на обочине все туалеты были чистые, а не к тому, чтобы они оставались загаженные, но все в национальных цветах.