Продолжаем проект «История одного музыканта», который рассказывает о людях, которые ходят рядом с нами, ездят в маршрутках, а все свое свободное время полностью посвящают музыке.

Эти люди живут на среднестатистические зарплаты или стипендии, питаются не красной рыбой и фуагра, а едят вместе с нами в дешевых кнайпах вареники. И эта простота скрывает за собой невероятных людей, чей талант не каждый почему-то не берется разглядеть. Они тянут вверх себя сами, самостоятельно пишут песни и ищут своей точки назначения.

Мы уже познакомили вас с Володей Бедзвиным, Лесиком Драчуком и Юлей Винтюк.

Сегодня герой проекта - Иван Лузан из Киева.

Возможно, у каждого сложится свое впечатление об Иване, но лично для меня - это образ самого правдивого украинца: вышитая сорочка, бандура, свирель, окарина и безумная любовь к украинскому этносу и украинской песни.

Сегодня Ивана можно увидеть с бандурой в киевской группе «казацкого года» с 14-летним стажем - «Тень Солнца», и услышать в его собственном проекте «Сонцесвит».

И вот, одного субботнего утра мы с Иваном поговорили о 14-летней истории украинских «музыкальных казаков», о его огромном арсенале народных инструментов, и том, как музыка стала не только его профессией, но и частью жизни.

Иван, ну-ка расскажи, как ты попал в «Тень Солнца» и был ли это твой первый опыт игры в группе такого характера и стиля?

Да, это был первый такой опыт. А попал в группу я довольно необычно. У бандуристов/кобзарей/лирников давняя традиция - играть на улицах (на нашем сленге - кобзаревать). Мне тогда было 16 лет, я учился в школе и так зарабатывал карманные деньги и учил программу для сдачи (по школьной программе). И вот однажды на Андреевском спуске возле Андреевской церкви ко мне подошел промоутер «Тень Солнца» Александр Бубела и, немного послушав, как я играю на бандуре, предложил попробовать себя в этой группе. Я охотно согласился. Так все и началось...

«Тень Солнца» играет довольно тяжелую музыку (фолк-металл). Как удалось ассимилировать туда народные инструменты, в частности, бандуру?

Это была идея основателя и лидера группы Сергея Василюка, который всегда искал интересные сочетания. Собственно говоря, мы на протяжении нескольких лет прошли довольно интересный путь экспериментов, и наконец увидели, что это очень оригинальный и успешный шаг. Рок-музыка побуждает к размышлениям, а когда добавляются народные основы (и в мелодике, и в плане использования народных инструментов), - тем более. На самом деле, бандура - уникальный инструмент, который еще не реализован даже наполовину. Звучание его уникальное, а возможностей - море. Сейчас уже на бандуре играют и рок, и джаз, и что угодно.

Насколько я знаю, ты владеешь игрой на безумном количестве инструментов, кроме бандуры - на фортепиано, гитаре, флейте, народных духовых (окарина, телинка и даже бас гитара). Откуда такая страсть к музыке?

Ой, для меня это уже стало своеобразным хобби. Начну с того, что у меня музыкальная семья: отец с детства приучал к музыке, он играл для меня на гитаре даже когда я был у мамы в животе (смеется). Уже в 5 лет отец начал учить меня играть на сопилке, а в 6 меня отдали в Детскую музыкальную школу на бандуру, еще через год я поступил в Киевскую среднюю специальную музыкальную школу имени Лысенко, где кроме бандуры начал осваивать еще и игру на фортепиано. А уже позже, в старших классах, когда присоединился к "Тени Солнца", начал играть на гитаре.

А сейчас, когда выпадает случай изучить какой-то новый инструмент, всегда стараюсь его не пропустить. У меня маленькие гусли дома есть! Кстати, в своем проекте "Сонцесвит" я использую очень много разных народных инструментов, в частности те, которые ты только что вспомнила - окарины, телинка.

Какие самые яркие воспоминания с первыми шагами в музыке, в частности, обучением папы тебя игре на сопилке?

На самом деле воспоминания довольно туманны. Я не очень помню первые ощущения, но музыка сопровождала меня от рождения и всегда шла рядом, пока не стала моим ремеслом. Отец учил не только игре на сопилке, но и нотной грамоте и пению. Он - композитор, поэтому также меня поощрял и к этому делу. Это генетически, видимо, передалось (смеется).

В «Тени Солнца» ты еще на клавишах играешь. Когда их успел овладеть и как в целом этот инструмент появился в твоей жизни?

Клавишные появились в первом классе школы, потому что фортепиано было обязательным предметом для всех. Хотя у меня дома всегда стояло пианино. Сначала традиционная "Украина", а потом нам чудом почти даром досталось шикарное старое австрийское концертное пианино. В Киеве таких всего три, и, кстати, одно из них - в Оперном театре. Уже позже родители подарили мне синтезатор. Он до сих пор у меня есть. Хотя использую его теперь в основном как миди-клавиатуру. Но именно на нем было придумано большинство моих песен.

А помнишь первое серьезное выступление, когда впервые сказал себе «Вот было круто!»?

Если говорить о «Тень Солнца», то это было сразу через 5 или 6 дней после моего прихода в группу: пришлось очень быстро выучить материал. А выступление это произошло на фестивале «Дети Ночи» в Киеве и кроме нас там выступали «Кому Вниз», «Холодное Солнце», Error Genesis, Inferno. Именно этот концерт оставил у меня незабываемые впечатления.

Ты рассказывал, что играл на улице. Это была исключительно твоя инициатива, или вас несколько человек собирались и делали такой мини-концерт? И, кстати, как к такому относятся в столице (к уличным музыкантам), ведь Львов, например, без таких музыкантов - уже не Львов:)

Я начал играть на улице с детства и поначалу это была сопилка. Таким образом и практику получал, и экспериментировал, да еще и деньги зарабатывал. Впоследствии, в старших классах, сопилку заменила бандура. И, кстати, уже в университете практиковал такую ​​уличную игру уже не один, а с однокурсниками: мы вдвоем (пауза), или даже втроем ходили "на кобзарку". И в два-три голоса мы звучали очень красиво. Правда, такие уличные концерты мы организовывали преимущественно на большие праздники, вроде Дня Киева или Дня Независимости.

А относительно уличных музыкантов, то для Киева они также довольно обычное явление, особенно в центре города, поэтому люди воспринимали нас достаточно хорошо.

Решались путешествовать с друзьями-музыкантами с такими "уличными гастролями" по Украине может даже за границей?

Да нет, у нас не было такой цели, в частности, у меня.

А на каких фестивалях, в частности, международных успел побывать с «Тенью солнца»? Какие больше всего запомнились? Возможно, удалось выступить на одной сцене с исполнителями мирового масштаба?

Ой, их очень много, нам же уже 14 лет. Среди самых ярких - это "Запад Фестиваль", "Рок-Сич", "Пророк", "Трипольский круг", "Форпост", "Подкамень", "Древний Меджибож", "Купальскае Кола" (Минск, Беларусь), "Basowiszsza" (Польша), "Обнова-фест", "Права быць свабодным", "Эх, рокнём!" (Мозырь, Беларусь), "Вышивка-фест", "Червона рута", "Мазепа-фест", "Дети ночи"... ой, очень много!

Относительно известных исполнителей, то если говорить о тех, с кем играли, то легче, наверное, сказать, с кем мы не играли (смеется). Но это если речь об украинских исполнителях. Относительно мировых, то подобных фестивалей практически нет. В Украине, в частности, это - "Шаг в будущее" и "ПроРок".

А есть какая-то группа (или музыкант), с которым бы хотелось выступить на одной сцене?

Ой, таких очень много. Лично я бы хотел сыграть с немецкой группой Rammstein (но только тогда, когда они устанут делать на сцене непристойные вещи (смеется), а вот Сергей (Сергей Василюк, лидер группы «Тень Солнца», - «24») хотел бы сыграть с Iron Maiden.
А еще бы с Metallica - монстрами и легендой.

Откуда и почему возникла идея твоего проекта "Сонцесвит"? Расскажи о нем.

Я давно начал писать песни и всегда хотел и свой ​​коллектив. Некоторые мои песни попали в репертуар "Тени Солнца", и все же большинство отличаются по стилистике. Поэтому в 2009 году я решил основать свой ​​собственный проект. До сих пор он был проектом исключительно студийным: записывал песни и демонстрировал их публике. Вскоре музыка "Сонцесвит" нашла своего слушателя, и, замечу, сторонников собралось уже достаточно много.
А вот вскоре выйдет первый официальный релиз на физическом носителе - сингл Tenebrae. В ближайшее время планирую и полноформатный альбом, после чего организовывать живой состав и ездить с этой программой по Украине.

Этот проект - это industrial metal плюс folk: тяжелая ритмичная музыка с вкраплениями фолк-инструментов и народных мотивов в мелодике.

Кстати, сходство в названиях «Сонцесвит» и «Тень Солнца» - совпадение, или в этом есть какая-то своя изюминка?

Скажем так: и я, и Сергей Василюк любим животворные силы Природы и символизм. Поэтому, возможно, есть и изюминка, но даже когда я еще не играл в «Тени Солнца», а «Сонцесвит» не было и подавно, то уже тогда вынашивал идеи о создании в будущем своего коллектива, и, конечно же, подбирал ему название. И уже тогда среди различных вариантов постоянно фигурировало Солнце. Есть в нем что-то магическое.

Но забавный парадокс еще и в том, что я очень не люблю лето, потому что терпеть не могу жару. Больше люблю прохладу. Антагонизмы преследуют человека. Так и у меня: есть проект «Сонцесвит», люблю Солнце, но люблю и прохладу, поэтому играю и в «Тени Солнца» (смеется).

Видимо из-за любви к символизму и украинскому этносу ты взялся осваивать украинские народные инструменты?

Дело в том, что у меня патриотическая семья, поэтому отец в первую очередь прилагал много усилий для того, чтобы я овладел именно бандуру, сопилку... А мне понравилось.

По образованию - ты музыкант?

Так, завершил КНУКиИ (Киевский национальный университет культуры и искусств, - «24») по классу бандуры. Руководитель ансамбля бандуристов написано в дипломе (смеется). У нас была капелла бандуристов, мы все проходили такую ​​практику, поэтому можем делать свои коллективы, согласно официальным корочкам.

Кроме «Тени Солнца» и «Сонцесвит» есть еще какие-то проекты, занятия, хобби?

У меня есть своя домашняя студия звукозаписи Soncesvit Studio. Фактически, это основная работа, кроме групп. А еще занимаюсь культурно-просветительской деятельностью, в частности, веду блог, а по приглашению иногда читаю лекции по теории управления. Пишу статьи.

Ну-ка о теории управления и лекции подробнее?

Я уже давно начал изучать закулисные игры. Впоследствии так случилось, что часть участников «Тени Солнца» начала изучать КОБ (рус. - Концепция общественной Безопасности). Это - философско-мировоззренческая система, направленная на преодоление всем человечеством глобального системного кризиса. Она включает в себя научные и научно-популярные работы на различные темы: теория управления, психология, система образования, экономика и прочее. Кстати, по моему мнению, этот курс следует читать в школах и вузах.
Многие знают о такой моей деятельности, поэтому иногда приглашают прочитать лекцию.

Слушала «Сонцесвит», смотрела фото и хочу спросить, откуда любовь к такому готическому стилю? Впрочем, как и в «Тени Солнца», подтверждающий ваш клип «Луна моя».

В «Тени Солнца» поменьше готики (хотя когда-то было довольно много). А «Сонцесвит» - это индастриал с примесью готики. Люблю это, поэтому и последние Фотосеты в таком стиле.

Как еще реализовывать проект «Сонцесвит»? Планируются, возможно, сольники или участие в совместных выступлениях, фестивалях? И насколько этот проект является форматным для фестивалей?

Я думаю, что этот проект будет успешным, потому что индастриал-метал сейчас мейнстримовый. А поскольку я хочу делать большой акцент на шоу (с пиротехникой и т.д.), то это будет зрелищно. Кстати, кое-что из своего арсенала я использую в «Тени Солнца». В «Сонцесвите» этого будет больше.

Ну и наконец, есть какая-то огромная музыкальная мечта, которую ужасно любой ценой хочешь реализовать?

Больше всего мне бы хотелось вывести "Сонцесвит" на самый высокий уровень и внести свой вклад в то, чтобы люди слушали умную и содержательную музыку.


Беседовала Ира Волк,
Телеканал новостей «24»

Фото: Ирина Роговик, Геннадий Веселков.