Феномен львовского «Гича» или все будет «гич»

4 мая 2012, 14:41
Читати новину українською

В этом году музыкальную эстафету пробуждения по-киевски у «Мертвого Півня» перехватил молодой львовский коллектив «Гич-оркестр», который никого из слушателей-зрителей Львовских Флюгеров не оставил равнодушными. Кто же они такие и что они играют, что за «Гич» и с чем его едят я попыталась узнать у вокалиста-гитариста группы Марьяна «Пирога» Пирожка и у Остапа Костюка, который играет в группе на трубе, волынке, флояре и дрымбе.

Впервые на «мертвопивнячей» сцене

– Это ваше первое выступление на «Пробуждении…» в рамках Львовских Флюгеров? Как
оно? Как ощущения?

Остап: Ой, настроение просто замечательное, все классно прошло. Мы действительно очень много
работали. Программа вся фактически совершенно новая, поэтому немного волновались, но все
прошло очень удачно. А сейчас вот радуемся, что впервые после долгой работы наконец
отдохнем.

– «Пробуждение…» у большинства львовян вот уже несколько лет подряд ассоциировалось
с «Мертвим Півнем». Как оно было, стать на утреннюю сцену после них? Были
какие-то опасения, что может прийти, например, меньше людей, или что-то не пойдет
должным образом?

Остап: Я думаю, что уже все давно знали о таком изменении, что в этом году
не будет «Мертвого Півня», и какой проект будет взамен. Люди это видели и знали. А
вообще, я вот все время, когда мы играли, думал об этом. Действительно. Я осознаю, и все, кто
сегодня сюда пришел, что эта сцена, этот проект фактически были созданы под «Мертвого Півня». И нам, как музыкантам, еще труднее, потому что это такая передача традиций. Конечно, не хватает на этой сцене такой группы. Но кому-то нужно продолжать эту музыкальную традицию «пробуждения».

Марьян: Так, собственно, что информация уже немного «утряслась», а не то, чтобы неожиданно, за
три дня предупредили, что «Мертвого Півня» на «Пробуждении ...» не будет. Хотя, у нас даже
были идеи, чтобы сделать что-то общее с музыкантами.

– А вы готовы стать новой волной львовской музыки и ввести новую
традицию – «Пробуждение
» с «Гичом»?

Остап: Думаю, что да. Собственно речь и идет о традиции, о ежегодном пробуждении на
Флюгерах Львова. Но, конечно, это не только нам решать. Мы планируем, но нужно
спросить еще мнение тех людей, которые сегодня пришли нас послушать. Хотя, я вот увидел
в лицах зрителей, что многим нравится. Поэтому, почему бы нет?

Марьян: Но это уже будет несколько другая вещь, не совсем такой перехват традиции «Мертвого
Півня», а нечто новое, иное, своеобразное. Потому что я сам фанат «Мертвого Півня», мы - немножко другое.

Остап: А что касается «львовской волны», мы в конце концов и являемся львовским проектом, во Львове все наши
друзья, и у нас даже организовалась какое-то своеобразное «Гич-общество», это собственно и есть та
львовская среда, которая живет такой большой семьей, общается...

Все начиналось с «МАвБиДАвБи» и французского на слух

– А расскажите, как вообще родился «Гич-оркестр»?

Остап: Группа наш родилась год назад, на пальцах можно посчитать, сколько концертов
мы сыграли. Начали с проекта «МАвБиДАвБи», а вскоре собрался целый оркестр.
Сегодняшнее событие было довольно серьезным, особым и немного тяжеловатым, поскольку это все же
утро, а играть не так легко утром. Но это очень хороший трамплин для нас.

Марьян: А вообще, «Гич» - это все хорошее, что есть в этом мире. И есть «гич», а есть «не гич», как хорошее и плохое (смеется).

– У вас очень особенный язык, довольно необычные тексты? Откуда такая идея?

Остап: На самом деле, мы к тексту относимся очень серьезно, как к музыке, наконец. Мы
скорее к сценическим образам относимся несерьезно А тексты и музыка - это основа.
Мы берем тексты Тычины, Сосюры, а также много текстов пишет наш солист Пирог (Марьян
Пирожок). Мы экспериментируем, некоторые наши тексты строятся на «декоративной лексике»,
как мы ее называем. Когда слово воспринимается как эмоциональный символ, музыкально даже
превращается в какую-то такую ​​текстовую забаву. Ну вот например французский, немецкий или
польский языки мы воспринимаем на слух, как музыку, это - импровизация.

– А откуда берется такая импровизация? Что побуждает писать такие тексты?

Марьян: Да так вот наслушались разной музыки и сделали такое новаторство (хотя не берусь
говорить наверняка, что это именно наше новаторство). Воспринимаем на слух разные языки, а главное
- это эмоциональная нагрузка, и так вот получается такая интернациональная штука, доступная
каждому, если он, конечно, захочет ее понять.

А сами вы владеете иностранными языками? Французским, немецким?

Марьян: Нет, я вот вообще языками не владею. Выхватываю отдельные слова, которые не всегда
связаны между собой. Есть какое-то основное центральное слово, вокруг которого и крутимся. Это
собственно и есть наш такой секретик.

У каждого свой «гич»

– А как относительно выбора ваших сценических образов? Тут вы тоже импровизируте? Потому что на
сцене выглядите очень необычно и особенно, некоторые воспринимают за таких себе
львовских фриков.

Остап: К нашим сценическим образам возникает столько же вопросов, как к слову «Гич». мы
не делаем какой-то стилизации под что-то, под какую-то обертку. Для нас главное - текст, музыка
и наша семья, остальное - на втором плане. То, что происходит на сцене - каждый раз по-
другому, наш внешний облик будет зависеть от места, события, какого-то задания, которое мы себе
поставим. Образы всегда будут меняться, так как у слова «гич» есть куча значений, и у каждого
будет рождаться своя ассоциация, а это действительно очень важно.

– Кто-нибудь вдохновляет «Гич»?

Остап: О, это очень хорошо, что есть кому вдохновлять! Список можно вести от народной музыки,
через блюз, музыку 70-х, и до современной музыки. Нас вдохновляют разные музыкальные
традиции, здесь даже трудно выделить какие-то названия групп. Ну вот Любко у нас (Любомир
Ищук (перкуссия, мандолина, духовые) влюблен в электронику, кому-то больше нравится
рок-н-ролл, кому-то - народная музыка. И мы это объединяем, как говорится «с миру по...звуку ».

Марьян: Каждый слушает и играет разное, у каждого свои предпочтения. Многие из нас играют еще в
других группах, а вот скрипач наш Павел (Павел Мигаль), на скрипке уже 12 лет играет. И
вот такие разные музыканты собрались вместе и теперь играем. Грубо говоря, кто что хочет, то и играет.
Бывает, что что-то отсеивается, но никому, конечно, не в обиду.

– А сами как-то определяете свой стиль? Фольк-рок, например?

Остап: Нет...у нас свое - гич-н-ролл, гич-н-блюз, радио-гич. Ведь на самом деле у нас очень
много стилистически разных песен. И мы не относим целенаправленно себя к какому-то
направлению или стилю. Потому что человек живет, он меняется, ему могут нравиться разные вещи. Мы
постоянно меняем формы и форматы. Почему ими не поиграть?

Как вам в целом флюгеры в этом году?

Остап: Ой, очень нравится в этом году. Я думаю, что это один из таких классных городских
фестивалей, который имеет свою харизму, такое что-то собственное характерное Львову.

– А чего пожелаете львовским меломанам?

Остап: Пожелаю большого «гича» всем в их жизни! Чтобы «гич» всегда был в их
сердце. Чтобы они были веселы и здоровы, чтобы любили друг друга и учились друг у друга!

Марьян: Всего только самого лучшего, что можно было бы пожелать: добра, любви, счастья. А
главное - не унывать, а если и грустить, то качественно, потому что грусть тоже должно быть качественной, а не
какой-то такой позорной. И чтобы причина печали была романтическая!

– Спасибо! А я в свою очередь пожелаю вам творить такие же экстравагантные классные
вещи, какими вы преисполнены сейчас!

Остап: Спасибо, нам очень приятно!

Марьян: Спасибо!

Беседовала Ира Вовк,
Телеканал новостей «24»